СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками

Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность обучающихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки. Немаловажную роль играют положительные эмоции, возникающие в игре и облегчающие процесс познания, усвоения знаний и навыков. Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы маленьких школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания понятными. Игровые ситуации и упражнения, органично включенные в учебно-познавательный процесс, стимулируют учащихся, и позволяет разнообразить формы применения знаний и навыков. Ребёнка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным. В то же время, играя, он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если для этого нужно приложить усилия. Поэтому на начальном этапе обучения игра выступает как главный стимул учения.

С помощью игр учитель работает над решением таких важных задач, как:

1. Формирование нравственных и эстетических представлений;

2. Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;

3. Развитие логического и образного мышления;

4. Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке, овладение посильными приёмами самостоятельной работы;

5. Развитие устойчивого интереса к учебным занятиям.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребёнка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся. В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов и рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, вывода. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: например, сигнальные карточки. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать ребёнку, допустившему ошибку, что он ещё не стал “капитаном” в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. Применяемый на уроках игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать на уроке определённое эмоциональное настроение. В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же пособие можно использовать в различных играх на разных уроках.

Оживить опрос и активизировать в процессе его работу детей могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала, например: рифмованные упражнения.

Основное назначение этих рифмовок – учить детей видеть трудные случаи правописания, вырабатывать орфографическую зоркость учащихся. Начинается работа с этими упражнениями в конце 1-го класса. Они, как правило, записываются учителем на доске или оформляются в виде таблиц. Читаются сначала хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Работа проходит в виде игры «Кто найдёт больше орфограмм». В дальнейшем на уроках русского языка предлагаются письменные задания: выписать слова на определённую орфограмму: записать примеры с теми же орфограммами, что встретились в рифмовке; расставить ударения в словах, выделить корень, разделить слова на слоги или для переноса, подчеркнуть орфограммы и т.д.; различные виды зрительных и зрительно-слуховых обучающих диктантов, письмо с комментированием и по памяти. После таких заданий можно предложить упражнение для само- и взаимодиктантов, для проведения проверочных работ.

Рифмовки с элементами какографии (неправильного написания) можно использовать на протяжении всех лет обучения детей в начальной школе. Учащиеся воспринимают их как упражнения занимательного характера и с удовольствием помогают отыскивать ошибки и исправлять их.

1. Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки. Пишет Кузя-первоклассник: «Код Пушок – большой прокасник, он опять забрался в банку, сел у бабушки сметанку». Быстро Кузе помогайте и ошибки исправляйте.

2. Разве можно без улыбки видеть Сенины ошибки: «Я ходил сегодня в лез, там на дерево залес, а потом спускался внис и нечаянно повиз.»

Быстро Сене помогайте, все ошибки исправляйте.

3. Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал: «Корондаш, портфел, пинал,ручьки и тетратки у меня в порядке». Быстро Васе помогайте, все ошибки исправляйте.

4. Здесь ошибки отыщите, в чем причина их, скажите: «Лыжи мы купили, по лыжне хадили, да не накотались, лыжи вдрук сламались!».

Непременным условием работы над этими упражнениями является коллективное (позднее самостоятельное) исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки, орфографически проговорить трудные для написания слова. Затем возможна запись слов или предложений без ошибок. Я полагаю, что постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, умений и навыков. В случае если учащиеся мало привлекаются к самостоятельному приобретению знаний, необходимо организовывать закрепление знаний не только посредством их воспроизведения, но и на основе познавательных заданий. Повторение в современных условиях не потеряло своего значения, оно должно главным образом направляться на обобщение и систематизацию основных понятий. Формирование у младших школьников умения применять знания в новой учебной ситуации происходит путём оперирования предметными знаниями при выполнении следующих видов познавательных заданий: распознавание объекта по признакам, установление взаимосвязей, выделение главного, сравнение в форме сопоставления и противопоставления, конструирование, доказательство.

Познавательные задания должны отвечать следующим требованиям: 1) соответствовать содержанию программного материала; 2) должны быть доступны детям и не требовать от них дополнительных знаний; 3) предусматривать различные поисковые действия, входящие в структуру обобщённого умения младших школьников применять знания в новой учебной ситуации; 4) должны быть расположены по степени возрастания сложности в содержании и способах выполнения; 5) не содержать образцов и указаний, облегчающих их выполнение; 6) положительно влиять на формирование мотивационного компонента учения.

При использовании познавательных заданий могут быть полезны следующие рекомендации:

- Давать задания лишь после того, как дети поняли учебный материал и научились самостоятельно применять знания в знакомой ситуации.

- Познавательные задания следует предлагать учащимся для самостоятельного выполнения. Но, учитывая, что на первом этапе работы дети будут испытывать определённые затруднения из-за слабого владения опытом самостоятельного выполнения поисковых действий, им со стороны учителя может быть оказана опосредованная помощь (намёк, наводящий вопрос и т.д.) Для учащихся с низким уровнем подготовленности целесообразно практиковать повторение способов выполнения некоторых заданий. Задания, в выполнении которых возникли затруднения у многих учеников класса, можно разобрать коллективно или перенести на заключительные занятия.

Приведённые выше задания показывают, что в отличие от внешней занимательности есть занимательность внутренняя, тесно связанная с изучаемым материалом. Она вызывает (в связи с изученным) дополнительное «Напряжение мысли ребёнка», которое дает ему возможность проявить истинный интерес к тому, что он изучает. Внутренняя занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми понятиями, возникновение новых «почему» там, где все казалось бы ясно и понятно (но только на первый взгляд).

12.02.2023 00:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!