СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возрастные особенности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возрастной период «младший школьный возраст» характеризуется обучением ребенка в начальной школе, которое, как правило, приходится на возраст от 7 до 10-11 лет. Вступление в данный возрастной период знаменуется через прохождение кризиса семи лет, когда ребенок разрешает противоречия предыдущего этапа и в результате чего формируется такое новообразование как готовность к школе. Чаще всего данный кризис разрешается к семи годам, и ребенок поступает в школу, иногда к шести, и редко к восьми годам, в зависимости от его физического и психического здоровья [6].

Речь младшего школьника бывает устной и письменной. В первой происходит увеличение словарного запаса, формирование активной позиции, приобретение способности звукового анализа слов, развивается контекстная речь. Также развитие в данном направлении стремится к становлению произвольной, развернутой и планируемой речи младших школьников. Во втором типе происходит обучение навыкам письма, включая изучение их правописания, навыкам построения предложений, образования различных морфологических форм, а также изучение и приобретение навыков пунктуации [8].

Полностью перестраивается сфера общения, которая имеет два вектора: ребенок-взрослый и ребенок-ребенок. Отмечается, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте строится на сотрудничестве, которое является одной из форм взаимодействия между людьми. Л.А. Першина акцентирует внимание на том, что внутреннее содержание общения также видоизменяется, к примеру, общение со взрослыми носит характер подчинения, что ведет к изменению поведения ребенка в соответствии с предъявляемыми нормами и правилами, так же общение с взрослыми перестает носить личный характер, а теперь больше опирается на контекстное содержание, когда ребенку необходимо понять позицию взрослого и смысл его вопросительных и иных обращений. Общение со сверстниками не теряет своей важности и актуальности, поскольку также влияет на усвоение учебных действий, которое требует соответствующего уровня взаимодействия адекватного в условиях школьного обучения.

Память младших школьников становится произвольной и осмысленной. Учение предполагает заучивание и запоминание учебного материала, что запускает произвольное запоминание [20].

В младшем школьном возрасте преобладает еще непроизвольное внимание. Сама учебная деятельность требует от субъектов большой концентрации, четкости организации действий с опорой на образец, включая действия по самоконтролю, что возможно лишь при активизации волевой и мотивационной сферы, что со временем влияет на развитие произвольности внимания. Стоит отметить, что объем внимания и устойчивость также повышается в данный период развития. К 9-10 годам дети могут достаточно долго сохранять внимание, а также выполнять произвольно заданную программу действий [11].

Восприятие в данном возрастном периоде также характеризуется низкой произвольностью, но в течение обучения происходит нарастание сенсорных эталонов восприятия форм, цветов и временных промежутков, тогда как в дошкольном возрасте данные эталоны путаются или имеют свойство размытости, особенно при восприятии времени [13].

Воображение также развивается в процессе учебной деятельности и проходит две стадии, на первой ребенок воссоздает, на второй может произвести собственный продукт. Это связано с тем, что в первых классах воображение опирается на конкретные физические предметы, но с возрастом на первый план выходит слово, которое создает просторы для фантазии. Следующим шагом развития, является опора на мысль и внутренний план [9].

Предпосылками развития рефлексивных навыков у младших школьников является развитие воображения и опыт произвольного общения со взрослыми. Первое стимулирует такую характеристику как надситуативность, которая не зависит от конкретной ситуации. Произвольность в общении с взрослым является шагом к «внутренней диалогичности», возможности одновременно удерживать две позиции – «действующего» и «наблюдающего ». Стоит отметить, что часто психологи выделяют рефлексию как переходное новообразование от младшего школьного возраста к подростковому.

Ученики лучше осознают свои чувства и понимают, как их проявляют другие люди. Первоклассники неправильно воспринимают внешние проявления страха и гнева, а также внешние проявления отношений между взрослыми. А во втором-третьем классе они следуют чувства взрослых и переносят их на сверстников. И так же с негативными чувствами и плохими манерами. У младших школьников преобладает жизнерадостное и бодрое настроение. А если ребенок проявляет грубость, вспыльчивость, ушиб и прочую эмоциональную неустойчивость, то в большинстве случаев это приводит к изоляции его в коллективе и формированию у него негативных черт характера. Ученики этого возраста отличаются эмоциональной впечатлительностью. Дети гневно реагируют на любое унижение их личности и положительно эмоционально переживают признания их положительных личных качеств.

Согласно позиции И.В. Дубровиной, в младшем школьном возрасте происходит изменение социальной ситуации развития, которое заключается, в первую очередь, «в выходе ребенка за рамки семейных взаимоотношений, расширение круга общения и взаимодействия, включение в систему новых социальных ролей» [38]. Исследователь обращает внимание, что именно в данный возрастной период происходит изменение в системе межличностных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, возникающее в процессе освоения системы «ученик-учитель», «ученик-одноклассники».

Л.С. Выготский обращает внимание, что в младшем школьном возрасте происходит смена ведущего вида деятельности ребенка – с игровой на учебную. Учебная деятельность, по определению исследователя, является для ребенка «общественно значимой и общественно контролируемой» [19], где ребенку необходимо соблюдать систему установленных норм и правил и самостоятельно нести ответственность за их нарушение.

Таким образом, ведущей на данном возрастном промежутке является учебная деятельность, через выполнение которой определяются все остальные взаимоотношения ребенка с социумом, отношение к себе и самооценка. Она воплощается в виде новой социальной ситуации, которая характеризуется отношением ребенок – учитель.

В младшем школьном возрасте развитие познавательных способностей детей характеризуется высокой интенсивностью, так как в данном возрасте познавательная деятельность детей становится целенаправленной, деятельность становится осознанной и произвольной. Особое влияние на это оказывает развитие словесно-логической деятельности в рамках школьного обучения, что стимулирует развитие остальных видов деятельности и психических процессов. У детей младшего школьного возраста после поступления в образовательное учреждение появляются такие особенности мышления, как план действия и анализ результатов собственной деятельности.

Исследователь также обращает внимание на развитие эмоциональной сферы детей, обогащение которой происходит путем переживания ребенком нового опыта как положительного, так и отрицательного характера. Причинами этого помимо образовательной деятельности являются расширяющийся круг интересов ребенка, а также опыт социального взаимодействия. А.Н. Леонтьев утверждает, что развитие эмоций младшего школьника происходит в следствие обобщения эмоций, направленных на определенный объект, возникает умение контролировать свои эмоции. Динамическая сторона проявляется в глубине, устойчивости переживаний [31].

По мнению В.И. Слободчикова, именно в младшем школьном возрасте учащиеся обладают большим потенциалом развития. Автор отмечает, что в период учёбы ребёнка в начальных классах, а также при поступлении в школу у детей данного возраста перестаиваются практически все сознательные процессы [19].

Проблема мотивации в данном возрастном периоде являлась предметом исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей. Анализировались вопросы влияния мотивации на регуляцию и результативность деятельности, разработаны модели мотивации достижения, а также определены возрастные особенности мотивации.

Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. М.К. Апетян упоминала, что «учебная деятельность младших школьников может быть побуждаема не одним, а несколькими разнообразными мотивами. При этом для младших школьников не все мотивы обладают одинаковой побудительной силой.» Если для одних ведущий мотив учения – это получение высоких отметок, одобрение со стороны учителей и семьи, то для других – это стремление стать лучшим в классе, либо они представляют обучение в школе как некую игру [14].

Д.Б. Эльконин рассматривал учебно-познавательные мотивы младших школьников в качестве одного из ведущих компонентов учебной деятельности, выступающей основной и самой важной в данном возрасте. Социальные мотивы учения, в том числе, оценка как учебный мотив, исследовались Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Н.Г. Морозовой. Данные исследования продолжены Н.И. Гуткиной и ее коллегами, анализировавшими вслед за Л.И. Божович социальные и познавательные мотивы как «исходный материал» для появления внутренней позиции школьника. Так, самой значимой учебной мотивации в младшем школьном возрасте присущи следующие группы мотивов: познавательные мотивы, социальные мотивы учения и мотивацию достижения (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Х. Хекхаузен).

В сравнении с дошкольным периодом структура мотивов в младшем школьном возрасте характеризуется относительной устойчивостью. В возрасте 6-7 лет ведущее место в мотивационной структуре личности ребенка занимает уже не игровая, а познавательная и широкая социальная потребность (признание в социуме, самоутверждение, мотив долженствования). При этом игровой мотив все еще присутствует в жизни ребенка и выполняет важную роль, однако перестает быть ведущим [16].

Школьное обучение – это начало, которое меняет образ жизни ребенка, переходит от игры к обучению. С начала обучения происходит изменение образа жизни ребенка. По мнению В. С. Мухиной социальная ситуация становится сложнее с изменением условий жизни. Ребенок должен преодолеть определенные трудности: овладеть новым пространством, изменить режим дня, войти в новый коллектив, привыкнуть к определенным ограничениям, изменить отношения с родителями [25].

Приходя в школу, почти все дети добросовестно относятся к учебе, они стремятся учиться как можно лучше и относятся к учебе, как к важной деятельности. Каждый ребенок имеет свое представление об идеальном ученике, но этот идеал нечеткий. Через некоторое время отношение детей к учебе меняется, некоторые дети охладевают и не хотят посещать школу. Причиной часто становится некомпетентность учителя. А основная причина – несовершенная учебно-воспитательная система. Учитель должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, замотивировать его получать знания.

Признаки, которые свидетельствуют об умственном развитии такие: умение применять их в обучении, самостоятельная работа над совершенствованием своих знаний, нахождения лучшего способа обучения, развивать скорость и темп в усвоении нового материала, найти нестандартный способ решения задачи, умение ставить вопросы, знать материал, который изучает. Именно такие признаки являются дополнением показателей интеллекта. К таким показателям относятся: восприятие (зрительное, слуховое и осязательное), подробное описание ситуации, с которым сталкивается впервые, умение находить ошибки в ответах одноклассников, учебный материал запоминается сознательно, гибкое мышление. [8]

Учебная и игровая деятельность является основным источником эмоций. Переживания нового, удивление сомнение — это составляющие эмоциональной сферы, которые влияют развитие любознательности и формируют познавательные процессы. Во время групповых занятий и игр у учащихся развиваются нравственные чувства и формируются такие черты характера, как ответственность, общительность.

Мы хотим обратить внимание на исследование, проведенное М.В. Матюхиной, цель которого заключалась в выявлении особенностей мотивации школьников, имеющих различные показатели успеваемости. Ведь при поступлении в школу повышаются требования к интеллектуальному развитию ребенка, которое включает: абстрактность мышления, рефлексию, определение своей собственной позиции, самооценки, самоконтроля, критического мышления, коммуникативных навыков и др. По требованию федерального государственного стандарта ребенок должен уметь свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и увеличивать, а также применять в жизни. Эти процессы неразрывно связаны с самооценкой и мотивацией, в конечном счете, влияют на результаты обучения.

Так, было выяснено, что школьники, имеющие высокую успеваемость, не испытывают психологических трудностей при решении трудных задач в ходе учебной деятельности, наоборот, они проявляют большой интерес и с азартом преодолевают учебные преграды. При этом школьники, имеющие низкую успеваемость, обладают более высокими показателями в плане мотивации, связанной с содержанием учебной деятельности. М.В. Матюхина считает, что такие показатели связаны с разнообразным составом мотивации. Так, учащиеся со сниженной успеваемостью высоко оценивают утверждения «нравится, когда показывают опыты» или «нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное». Учащиеся с высокой успеваемостью, наоборот, высоко оценивают такие мотивы, как «желание овладевать знаниями» [4].

Мотивация учения младших школьников характеризуется сложностью и неоднозначностью как по содержанию, так и по степени сформированности. На этапе школьной адаптации у детей преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (красочные учебники, форма, новый ранец). Учебно-познавательные мотивы учения часто находятся на заднем плане. Значительное место в мотивации учения младших школьников занимают мотивы получения высокой оценки. «Если говорить о динамике познавательной мотивации младших школьников, то сначала у них развивается интерес к процессу и содержанию учебной деятельности, затем - к способам получения знаний» (А.К. Маркова, В. М. Матюхина).

Школьникам, которые открыты ко всему новому в процессе обучения, характерны неустойчивые познавательные интересы, которые будут зависеть от конкретной ситуации или настроения.

Результаты исследования В.М. Матюхиной показали, что при традиционном обучении третьеклассники зачастую не проявляют желание заниматься учебной деятельностью.

А.К. Маркова при анализе особенностей динамики отношения детей младшего школьного возраста к учебной деятельности установила, что интерес к этой деятельности возрастает в 1-2 классах и снижается до 3-4-го класса. Этот феномен «мотивационного вакуума» к концу младшего школьного возраста отмечают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Отношение младших школьников к учебной деятельности определяется отношением младших школьников к собственно учебной деятельности, к людям, во взаимодействии с которыми эта деятельность реализуется, и к самому себе как к субъекту этой деятельности [19].

Становление самооценки зависит не только от успеваемости ребенка и особенностей общения с учителем, но и от семейного воспитания. Такие стили семейных отношений, как вседозволенность, недостаточность обязанностей, абьюзивность, минимальность санкций способствуют повышению показателей школьной тревожности [15]. В младшем дошкольном возрасте появляется также деловое общение с родителями, связанное с учебной деятельностью. Все это говорит о том, что в образовании и развитии личностных качеств младшего школьника важные роли принадлежат, как самой школе, так и семье.

Как утверждает Л.И. Божович, познавательная деятельность младших школьников имеет ряд специфических особенностей, в первую очередь это связано с тем, что у детей такие качества как произвольность деятельности и самоконтроль только формируются, а результаты образовательной деятельности требуют от детей высокого развития данных качеств. В результате образовательной деятельности непроизвольное внимание младших школьников становится произвольнее и развивается конкретно-образное мышление [9].

Продолжая тему изменений в психических процессах младших школьников в процессе образовательной деятельности, следует обратить внимание на работы известного отечественного исследователя Л.С. Выготского. Согласно мнению учёного, в процессе образовательной деятельности мышление детей приобретает критичность к процессу деятельности и её результатам, в результате чего мышление становится более гибким [19].

После того, как ребенок приходит в школу основным определением чувств и эмоций ребенка становится не игра, а учебный мотив и результаты образовательной деятельности. Результаты же учебной деятельности удовлетворяются в первую очередь за счет оценки педагогом деятельности учащихся. Залогом же успешной образовательной деятельности являются такие психические качества, как доверчивость, исполнительность. В силу возраста возможности осознания чувств и эмоций как своих, так и других людей значительно ограничены.

О.Е. Смирнова обращает внимание на то, что основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действия (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата) и рефлексия [50]. У детей младшего школьного возраста развиваются навыки абстрактного и логического мышления, навыки классификации и обобщения, способности устанавливать причинно-следственные связи, оперировать элементарными математическими понятиями. Так, младшие школьники демонстрируют сформированность умений сравнивать, оценивать и анализировать предметы и явления в процессе непосредственного наблюдения за ними, формулировать теоретические положения об окружающем мире и его особенностях, что, в свою очередь, является основой для достижения стадии формальных операций [32].

По своему психологическому содержанию этот возраст является переломным в интеллектуальном развитии личности. Мышление младшего школьника все больше становится похожим на мышление взрослого человека. В возрасте 7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем интеллектуального развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Е.В. Корнилова утверждает, что учебная деятельность младшего школьника способствует развитию интеллектуальной сферы, которая включает в себя такие процессы как внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Мотивация учения играет важную роль в становлении личности школьника, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способности и потребности к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию [28].

А.А. Беломестных считает, что первоклассникам интересна любая активность, связанная с атрибутивными характеристиками школьной жизни. Им нравится посещать здание школы, школьная форма, нравится носить портфель, сидеть за партой, иметь учебники, а также сама школьная ситуация: наличие учителя и учеников, класс с его атрибутикой, звонок. Большое значение для них имеет учитель, который является носителем всех общественных требований, которые должны выполнять ученики. Только после этого формируется заинтересованность процессом, содержанием учения, а еще позже – способами получения знаний [7].

Обращаясь к теме настоящего исследования необходимо отметить, что преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В то же время, утверждают А.А. Кузнецова и С.А. Великова, современная школа предъявляет свои требования к вниманию младшего школьника, выражающееся в акценте на произвольности внимания, то есть умении действовать без отвлечений [30]. А.И. Старых обращает внимание, что часто непонимание ребенком младшего школьного возраста учебного материала, систематические ошибки при выполнении домашних заданий, самостоятельных работ и упражнений в рамках аудиторной работы, неспособность самостоятельно заучить или пересказать прочитанный текст объяснятся не столько интеллектуальными нарушениями или неуспеваемостью, сколько недостаточным уровнем развития внимания, в частности, таких его характеристик, как устойчивость, объем и переключаемость [51].

В соответствии с исследованием Н.С. Медведевой, внимание является главным условием, которое отличает хорошо успевающих учеников от их малопродуктивных одноклассников, поэтому развитие внимания - одно из необходимых условий успешного обучения. Внимание является основой познавательной деятельности и принадлежит к числу главных психических процессов, которые влияют на успешность младших школьников в учебной деятельности [37].

Современный исследователь и педагог-практик И.М. Бураева обращает внимание, что у детей младшего школьного возраста такой психический процесс как внимание осуществляет отбор наиболее актуальных и значимых для ребенка сигналов из поступающего множества сигналов, доступных восприятию и, посредством ограничения поля непосредственного восприятия, позволяет обеспечить высокий уровень сосредоточенности, концентрации на том или ином объекте или деятельности [15].

По мнению Л.И. Очировой и В.В. Смолянкина, внимание ребенка младшего школьного возраста напрямую взаимосвязано с процессом мыслительной деятельности. Авторы утверждают, что у детей данного возраста отмечается слабость произвольного внимания (ввиду перехода от игровой к учебной деятельности, неготовности длительное время сосредотачивать внимание на учебном материале, выполнении заданий), в то время, как непроизвольное внимание развито гораздо сильнее; отмечается также низкий уровень сформированности таких показателей, как устойчивость, объем, распределение внимания, что, в первую очередь, обусловлено возрастными и индивидуально-психологическими особенностями младших школьников [42].

Подводя итог анализу научно-теоретической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания в младшем школьном возрасте, можно сделать вывод, что основными особенностями, характеристиками процесса развития вынимания младших школьников является высокий уровень непроизвольности внимания, активное формирование произвольного внимания, развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания.

В рамках организации обучения младших школьников следует помнить, что учащиеся не способны длительное время концентрироваться и сосредотачивать внимание на каком-либо объекте, материале или деятельности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость использования разнообразных форм и методов педагогического воздействия (игровой деятельности, физминуток, творческих заданий и проектов) для привлечения, удержания и собственно развития основных показателей внимания.

Таким образом, период младшего школьного возраста является наиболее значимым и ответственным периодом. Он обилен скрытыми возможностями развития, которые немаловажно вовремя увидеть и поддерживать. Высокая сензитивность детей данной возрастной категории определяет огромные потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.

https://multiurok.ru/blog/vozrastnye-osobennosti-mladshikh-shkolnikov-1.html

25.03.2023 08:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!