СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов и приемов на уроках истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей стране идет активный процесс формирования информационного общества, в котором выпускник школы должен обладать высокой информационной культурой поведения. Внедрение в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность в обучении. Интерактивные методы сполна отвечают этим требованиям.

История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.

Обучение и учение взаимообусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связанные между собой: один пришел, чтобы научиться, а другой – чтобы поделиться своими знаниями и сделать этот процесс интересным. Самое главное заключается в том, что учитель и ученик ощущают себя носителями активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного познания. Интерактивное обучение, по сравнению с другими методами, меняет процесс взаимодействия: активность учителя уступает место активности учащихся, задача учителя – создавать условия для их инициативы. Учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Именно такой подход в работе с детьми должен присутствовать.

Роль учителя в процессе интерактивного обучения постоянно меняется. В позиции лектора – эксперта, излагает новый материал, демонстрирует наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта, учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Таким образом, моя задача, организуя интерактивное обучение, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения.

Каким же образом, строится обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога и для учащихся?

В русле этих поисков в пространстве педагогики начало разрабатываться новое направление – учебный диалог. Сегодня это уже не новый подход, мы называем его интерактивным обучением.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих - на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности.

Использование интерактивного подхода в обучении – это вариант далеко необлегченной педагогики. Результаты такого обучения проявляются не сразу, они зависят от решения основных задач организации групповой формы обучения.

При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата микрогруппы.

Формирование групповой общности начинается с своеобразной разминки. Предлагается учащимся два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?» «Подберите эпиграф к уроку»; историческая разминка в форме блиц – вопросов, исторического лото и т.д.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе.

Он включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи;
  • процесс поиска лучшего решения;
  • суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
  • презентация группового решения.

Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников. Содержание учебного задания должно отличаться нестандартной постановкой проблемы, вынуждающей школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения. Задание может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, историческое лицо т.д.

В процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек зрения учащихся, поэтому очень важно научить различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы (инициатор, контролер, критик, оппонент).

Учебное сотрудничество и взаимодействие организуется в двух формах кооперации «Учитель - учащийся» и «учащийся – учащийся».

Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основано на ряде педагогических техник: «Мозговой штурм», «Мозаика», «Аквариум», «Опорный конспект», «Хоровод», создающих условия для эффективного общения между всеми участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала.

Особое внимание уделяется организации учебного пространства, так как взаимодействие предполагает, что собеседники обращены лицом к лицу. В зависимости от количества групп определяются оптимальные расстановки учебных мест. Изменение привычной организации учебного пространства дает возможность решать поставленные вопросы сообща, подготавливает учащихся к нетрадиционным формам обучения, таким образом, внутренняя готовность позволяет сокращать время, необходимое для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.

Для того, чтобы организовать работу групп их четырех, пяти или шести учеников предлагается четыре последовательных этапа деятельности, в технике «Мозаика» и «Опорный конспект».

I этап: Индивидуальная работа.

Предлагается задание: изучить тему и составить конспект, продумать вопросы для обсуждения темы. На подготовку и выполнение этого задания дается 20 минут (это может быть и домашнее задание).

Важно, чтобы к концу контрольного времени, каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

II этап: Работа в парах по горизонтальным связям.

Предлагается каждому участнику выбрать себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения – 10 минут.

III этап: Работа в парах по вертикальным связям.

Предлагается парам поменяться. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения – 10 минут.

Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

IV этап: Принятие группового решения.

Предлагается членам группы собраться вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, таблицы, презентации и т.д.).

В результате такой работы ученики накапливают опыт общения, отрабатывая умения и навыки организации конструктивного диалога.

Однако педагогика взаимодействия методом интерактивного обучения является только одним из средств обучения в системе работы, основой которой является доверительный, эмоционально-положительный фон и атмосфера взаимосотрудничества между учителем и учениками.

Стремление к высокой мотивации в обучении достигаются также через актуализацию знаний, подводя учащихся к осознанию важности получаемой информации.

Использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет добиваться стабильных результатов в процессе обучения.

В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия обусловлены:

  • правильной постановкой учебной задачи;
  • организацией учебного пространства для поиска решения этой задачи;
  • подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);
  • готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);
  • соблюдения правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать»;
  • использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;
  • навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходила беседа, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.

Ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В своих отзывах об уроках они пишут: «На таких уроках повышается настроение», «Нет обычного урока, где мы только слушаем учителя и быстро-быстро записываем за ним», «Эти уроки похожи на игры. А на самом деле нас учат получать информацию не только по предметам, но и из своего опыта», «Диалог положительно влияет не только на знания но и на всю обстановку в классе»….

В качестве примера использования интерактивной методики в обучении предлагается конспект урока истории в 9 классе, оформленный в форме диалогового общения между учителем и учеником.

Цель конспекта – показать методику организации конструктивного диалога между учителем и учеником, применяя интерактивные формы обучения.

Категория: История
04.10.2019 19:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!