СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-технологий на уроках информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из современных образовательных технологий, включающей активные методы обучения является кейс-технология.

При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение этого метода.

Суть кейс-технологии состоит в том, что обучающимся дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Обучающиеся должны накануне или в начале занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В группе происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.

Что из себя представляет кейс? Кейс - это полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Можно сказать, что кейс - это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Кейс может быть представлен в бумажном виде, электронном или в форме видео-документации.

Кейс активизирует слушателей и позволяет выполнить практическую работу, развивая аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых "один на один" с реальными ситуациями.

Использование кейсов при изучении информационных технологий позволяет научиться организовывать изучение объекта, работать с данными, уметь понимать, создавать, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией - ее поиском, проверкой, формализацией, обработкой и хранением. У обучаемых быстро развиваются необходимые навыки, позволяющие им осуществлять действия и процедуры в сфере тех информационных технологий, с которыми им придется сталкиваться во время своей практической деятельности.

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.

Первый пример. В 10 классе, работая по учебнику И.Семакина, когда обучающиеся освоили темы: информационные модели, обработка данных в электронных таблицах, проводя урок «Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» можно использовать ситуационно-ролевую игру с использованием case-метода.

Цели данного урока:

Закрепить навыки работы в текстовом и табличном процессоре;

Познакомить учащихся с возможностью применять на практике свои знания и умения в профессии статиста;

Сформировать навыки создания графических моделей: диаграмм, графиков, гистограмм в электронных таблицах;

Научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.

Всех ребят класса делим на пары случайным или специальным образом. Участники всех пар являются сотрудниками статистического бюро. Все пары получают кейсы с заданием проанализировать ситуацию в садовом хозяйстве, структурировать представленный материал, представить данные в виде таблицы и создать диаграммы. Для урока кейс был представлен в бумажном виде. Он содержал: описание ситуации, вопросы кейса, приложение1, приложение 2, и инструкцию по оформлению работы.

Дальнейшая работа состоит из трех этапов:

1 этап. Начальная дискуссия. Учащиеся под руководством учителя обсуждают задание и материалы кейса. Преподаватель обращает внимание учащихся на материалы о профессии статиста. Помогает учащимся оценить сложившуюся ситуацию, подводит учашихся к вариантам решения, не навязывая своего мнения.

2 этап. Практическая работа. Учащиеся выполняют задания. Они, как статисты анализируют и структурируют данные, которые получили в виде текста. Используя приложение, учащиеся учатся строить диаграммы, исследуя, какие диаграммы более полно будут отражать данные представленные ими в таблице.

3 этап. Общая дискуссия. Учащиеся представляют полученные варианты решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством учителя обсуждают и оценивают варианты решения проблем.

Данный урок я проводила с учащимися 10 класса. Подавляющему большинству учащихся понравился данный урок. Они были довольны тем, что полученные ими знания и умения, смогли пригодиться для решения реальных задач, с которыми им возможно придется столкнуться в жизни. Многие не очень четко представляли себе профессию Статиста и узнали о ней что-то новое. Детям было интересно примерить на себя роль профессионала и самостоятельно выполнить сложное задание. Цели урока были достигнуты.

Второй пример. В 8 классе после изучения текстового редактора и электронных таблиц можно рассмотреть ситуации в кредитном отделе банка или магазина. Каждая группа получает задание с просьбой о кредите от некоего гражданина. В результате дискуссии учащиеся знакомятся с задачами кредитного отдела и обязанностями менеджеров и специалистов кредитного отдела. Принимают решение о предоставлении кредита. Готовят договор и график платежей.

Кейс может содержать:

Задачи кредитного отдела;

Должностные обязанности специалиста по кредитованию;

Расчет кредитного предложения;

Расчет графика платежей;

Электронный текст договора;

Бумажный образец договора.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.

Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики.

Категория: Информатика
06.11.2021 12:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!