СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы

Об уроке написано очень много. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

Сегодня необходимо говорить о компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования.

Современное общество поставило перед учителем непростую задачу: не только вооружить учащихся знаниями по своему предмету, но и научить эти знания извлекать, присваивать и использовать в практической деятельности, то есть через обучение воспитывать и развивать качества личности, необходимые для жизни. Решить данную задачу на уроке непросто. Во-первых, многие вопросы не могут решаться в рамках одной дисциплины. Во-вторых, большие трудности современный учитель испытывает из-за малого количества времени, отведенного программой на изучение предмета. В сложившейся ситуации приходится искать выход, оптимальный для всех участников образовательного процесса. Использование межпредметных связей во многом помогает решить эти проблемы.

Опыт показывает, что межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению. В них видится средство решения ряда общепедагогических задач. Что ещё немаловажно, межпредметные связи помогают осуществлять деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении, так как их реализация требует организации активной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и склонностей и способствует более прочному усвоению полученного материала.

Русский язык и литература обладают огромным потенциалом для познания окружающего мира, человека, самого себя. При реализации межпредметных связей этот потенциал увеличивается. Возможности осуществлять связи языка и литературы с другими предметами велики:

язык и литература;

язык и искусство (живопись, музыка и др.);

литература и история;

литература и искусство и многие другие.

Тексты художественных произведений можно использовать при изучении различных единиц русского языка: слова, словосочетания, предложения. Это даёт возможность показать не только способы их употребления в тексте, но и их роль в нём.

При изучении имени числительного как части речи можно предложить учащимся решить математические задачи, записывая примеры словами. Для этого можно использовать и другие дисциплины, изучаемые в школе, где даются сведения о явлениях окружающей действительности с применением числительных.

При знакомстве с глаголом как частью речи можно предложить описать какой-нибудь процесс. Например: «Как я мастерил кормушку для птиц» или «Как я шила фартук». Так реализуется связь языка с трудовым обучением.

Русский язык – явление уникальное, так как без него невозможно ничего изучать, но и в то же время на уроках языка невозможно всё изучить. В связи с этим приходится постоянно напоминать учащимся быть внимательными к слову всегда и везде, на всех уроках по разным дисциплинам. Где, например, можно узнать о биссектрисе, параболе, параллелограмме и т.п., как не на уроках математики; или о ландшафте, масштабе, сталактитах и сталагмитах, как не на уроках географии.

В школах Республики Беларусь учитель-словесник имеет возможность реализовывать межпредметные связи русский язык – белорусский язык. Учитывая принцип опережающего обучения, можно при изучении многих тем опираться на знания учащихся, полученные на уроках белорусского языка, больше времени отвести на практическую отработку материала.

Значительно расширяет кругозор учащихся реализация межпредметных связей на уроках литературы. Не секрет, что многие произведения русской литературы, предложенные для изучения в школе, требуют знаний исторических фактов. К сожалению, курсы литературы и истории в школе построены так, что учитель литературы чаще всего раньше учителя истории знакомит учащихся с историческими событиями. Так происходит, например, при изучении в 5-ом классе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», где нужно дать историческую справку об Отечественной войне 1812 года и Бородинском сражении.

При изучении творчества А.С. Пушкина в разных классах и поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» в 8 классе мы затрагиваем с учащимися тему «Восстание декабристов 1825 г.».

В 7 классе при изучении рассказа А. Платонова «Неизвестный цветок» можно реализовать связь с биологией, где изучается строение цветка. А при изучении очерков К. Паустовского «Мещёрская сторона» в 5 классе хорошо предложить учащимся использовать географические сведения о средней полосе России.

Используя межпредметные связи на своих уроках, убеждаюсь в том, что этот путь ведет не только к решению задач, поставленных современным обществом перед учителем, но и к повышению качества образования. Такие уроки, позволяют активизировать деятельность учащихся, значительно поднять уровень их запросов, повысить интерес к предмету, научить получать максимальное количество информации и самостоятельно добывать её, пользуясь различными источниками, повышается творческая активность. Учащиеся учатся не ради отметки, а потому, что им интересно. У них появляется возможность самореализации в процессе учения. Даже те обучающиеся, которые испытывают затруднения при изучении русского языка или литературы, на таких уроках могут проявить себя с другой стороны, показать свою эрудированность в других науках, что положительно влияет на их самооценку и отношение к предмету.

Категория: Литература
18.01.2023 19:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!