СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Речь – важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка. И к моменту поступления в школу обучающийся должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в подготовительной группе в саду.
К моменту поступления нормотипичного ребенка в школу, ребенок должен уметь:
Наряду с этим, младшие школьники с ограниченными возможностями при поступлении в образовательное учреждение характерны следующие трудности в речевом развитии:
Наибольшую трудность для младших школьников с ОВЗ представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.
Поэтому педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить обучающихся по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему.
Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие приемы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи младших школьников.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Моделирование - это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
Суть развития связной речи на основе использования мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем или мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение. Из этих изображений выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова, высказывания и предложения с предыдущим и (или) последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка. Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мнемотехническое запоминание состоит из четырех этапов:
Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации.
Какие могут быть виды кодирования:
Этот вид моделирования требует хорошего уровня развития памяти, мышления, воображения. Для детей младшего школьного возраста рекомендуется подбирать и зарисовывать картинки в одном цвете (к примеру, черно-белые), чтобы дети не отвлекались на разглядывание и не сбивались на детали. Также педагог продумывает схему отображающую структуру рассказа или пересказа. Это может быть таблица, в графы которой потом выставляются картинки-символы, это могут быть отдельные квадраты, связанные стрелками, или же круг разделенный на неравные части, отображающий части текста (начало, середина, конец). В одну из долей круга, соответствующую части текста выставляют картинки-символы.
На начальных этапах работы с моделированием нужно использовать больше символов и более подробные схемы, далее можно объединять несколько символов в один и, тем самым, сокращать количество символов (стимулируя память и мышление детей). Необходимо также подбирать максимально точные символы, доступные для понимания детям и сделать их яркими и достаточного размера, чтобы все дети могли видеть их на доске.
Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий.
После избрания вида моделирования мы знакомим детей с отрабатываемым текстом (свободное прочтение без нацеливания на пересказ, с целью обеспечения свободного восприятия). Потом определяем структуру текста (начало, основная часть, конец) и знакомим детей со схемой, отображающей структуру текста. После чего, параллельно с прочтением частей текста, вводим в каждую часть образы – символы рассказа, стихотворения или сказки.
Далее проводится работа над пониманием текста: выявляются взаимосвязи событий и героев; последовательность и логика изложения. Для этого используются традиционные методы работы с текстом: вопросы по тексту; объяснение незнакомых слов; оценка поведения и характера героев; предположение как бы дети поступили на месте героя и (или), чтобы было, если бы герой поступил иначе или не сделал этого; впечатления детей от рассказа; впечатления детей от рассказа.
Текст прочитывается еще раз, и дети по схеме определяют последовательность событий (расставляя картинки или символы в нужном порядке).
Третий - пересказ с опорой на схемы и символы. Нацеливаем обучающихся на пересказ и еще раз читаем текст, одновременно, работая указкой по схеме. Организуем пересказ с опорой на модель: несколько детей могут рассказывать текст по частям или же по ролям. Для начала, пересказ может быть совместный, а потом самостоятельный.
Четвертый – воспроизведение мнемотаблицы и закрепление памятки. После пересказа, детей просят воссоздать таблицу или последовательность картинок по памяти, основываясь на тексте и на своем пересказе.
Моделирование может использоваться также для:
Таким образом на основе данного материала можно сделать следующий вывод, что на начальных этапах обучения (в начале учебного года) следует использовать более легкую форму связного высказывания-пересказ знакомых сказок. Постепенно (в середине учебного года), для усложнения пересказа, рекомендуется использовать небольшие незнакомые тексты и рассказы. Одновременно, младшим школьникам предлагают придумать свои концовки к сказкам, рассказам, выразить свое отношение к героям. В конце изучения лексической темы, в течение всего учебного года, рекомендуется обучать детей рассказам – описаниям (например, по завершении лексической темы «Игрушки», можно провести занятие на тему: «Игрушка, которую я люблю»). В середине учебного года педагог начинает обучать детей навыкам составления рассказа по серии сюжетных картинок, постепенно переходя к одной сюжетной картинке. К концу учебного года педагог предлагает обучающимся попробовать себя в творческом составлении собственный рассказов по предложенной теме.
© 2023, Филимонова Наталья Андреевна 93