СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Достаточно часто можно услышать от учителей словесности расхожую фразу о том, что современные школьники – дети совершенно не читающие. Чаще всего мы все-таки под этим подразумеваем, что учащихся сложно мотивировать на чтение именно «программных» произведений, произведений классической русской литературы. Но говорить, что современные школьники «не читают» вообще - совершенно неправильно. Читают, и достаточно много. И круг читательских интересов современного подростка широк: в первую очередь, это фэнтези (серия «Сумерки» Стефани Майер, серия «Коты-воители» Эрин Хантер, серия книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг, произведения Ника Перумова и др.); также это так называемая «модная литература» - например, «До встречи с тобой» Дж. Мойес, «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт, «Духless» Сергея Минаева – нужно отметить, что чаще всего к чтению этих книг школьников подталкивают успешные экранизации бестселлеров знаменитыми режиссерами, задействовавшими не менее знаменитых актеров; ужасы (хоррор) – романы и рассказы Дина Кунца, романы Айра Левина; альтернативная история – романы Евгения Красницкого, Сергея Лукьяненко и многие другие. Сюжеты этих произведения захватывающи, мир, представленный в них, - необычен, герои – неординарны, как следствие, подростки «глотают» эти книги одну за другой.
Остановить этот процесс нам не представляется возможным, но можно использовать читательские интересы школьников в учебных целях.
В гимназии, где я работаю, научно-исследовательской деятельностью занимается каждый ученик, это прекрасная возможность на материале любимого школьного предмета познакомиться с «азами» создания научной работы, научиться отбирать необходимый материал, систематизировать и анализировать его, делать выводы. Лучше всего у человека получается делать то, что ему нравится, поэтому мы стараемся не ограничивать учащихся в их выборе научных интересов. И часто, решив заниматься исследовательской работой по литературе, ученик выбирает в качестве материала произведения своих любимых писателей, те самые, которые принято считать «массовой литературой». Как же можно использовать читательские предпочтения школьников в учебных целях?
Интересной и полезной для учащегося становится работа по исследованию истоков любимого жанра – фэнтези, детектива, любовного романа. Знакомясь с историей жанра, ученик знакомится с историей литературы, с основателем того или иного направления, с классическими его представителями. Так, работа с жанром фэнтези приводит учащихся к творчеству братьев Стругацких, Рэя Брэдбери, Джорджа Оруэлла.
Исследуя фольклорные мотивы в фантастических романах Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха», учащиеся знакомятся с миром русских сказок, их типичными героями.
На примере заголовков детективных романов Дарьи Донцовой школьники рассуждают о типах и функциях названий художественных произведений, а также о способах их создания.
Обращение к произведениям жанра альтернативной истории заставляет школьника внимательнее изучить реальную историю, познакомиться с научными исследованиями, мемуарами, историческими документами.
Таким образом, «массовая литература», любимые произведения школьников становятся замечательным материалом, на котором они могут приобрести навыки научно-исследовательской работы, выйдя затем к широкому кругу вопросов литературы, лингвистики, истории, социологии.
© 2022, Алексеева Анна Викторовна 343