СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование стратегий смыслового чтения при подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читается трояким образом: первое, читать и не понимать, второе, читать и понимать, третье, читать и понимать даже то, что не написано.

Я.Б. Княжнин

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уло­вить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.

Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятель­ность.

Полное понимание текста- это вычитывание трех видов текстовой информации:

Ф - фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)

П - подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)

К - концептуальной (основная идея текста, его главный смысл).

Стратегии смыслового чтения представляют собой алгоритм умственных действий и операций в работе с текстом. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, под которым подразумевается процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями

На этапе работы с текстом – до чтения – важно актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по теме

На втором этапе работы с текстом, то есть во время чтения, ученики получают новую информацию и осваивают различные способы работы с ней

На третьем этапе работы с текстом – после чтения – основными действиями являются целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

С учетом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта изучение предметной области естественно-научной направленности должно обеспечить метапредметные результаты:

1. выпускники по биологии должны владеть исследовательской и проектной деятельностью, уметь видеть проблему,делать выводы,аргументировать, защищать свои идеи;

2.должны уметь работать с источниками информации;

3.должны приобрести способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к природе.

4.уметь адекватно использовать речевые средства.

В экзаменационных текстах государственной итоговой аттестации встречаются такие задания, для решения которых необходимы приемы смыслового чтения и работы с текстом

Задание №22

Прочитать предложение.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков.

Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. 1) Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий. 2) Питательные вещества пырей откладывает в хорошо развитые подземные побеги. 3) Предоставленная самой себе заросль пырея существует шесть-семь лет, затем постепенно изреживается и гибнет. 4) Растение служит кормом для домашнего скота. 5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые). 6) Сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита и воспаления легких.

Задание №24

Расположите в правильном порядке пункты инструкции.

1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.

2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.

3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.

4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.

5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.

6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.

Задание №28

Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы.

А также зад. № 20,21, 23, 27

Поэтому главная цель учителя - обучить детей смысловому чтению для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации.

Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.

На этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний

Лови ошибку

Этот приём активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию

Биология 7 класс

Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их

1.Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Прием «Составь пары»

Упражнения на установление соответствия между понятием и его определением.

Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала

Биология 7 класс

1 - рука человека и конечность крота

А - атавизмы

2 - мамонт

Б - рудименты

3 – многососковость у человека

В - гомологичные органы

4 – зубы мудрости и ушные мышцы

Г - ископаемые организмы

На этапе изучения нового материала

Прием «Составь определение».

Обучающимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин («экосистема») и составить из них определение. Ученики сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста

Прием «Свой конспект – своя опора». Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа.

В этом же случае можно использовать прием «Шпаргалка для друга». Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из этапов урока.

Способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Толстые» вопросы?

«Тонкие» вопросы ?

Объясните, почему.?

Почему Вы думаете.?

Почему Вы считаете.?

В чем различие.?

Предположите, что будет, если…?

Что, если. ?

Кто? Что? Когда? Может.? Будет.? Как звать.?

Согласны ли Вы?

Верно ли ?

Тема «Состав крови. Постоянство внутренней среды. 8 класс

«Толстые» вопросы?

«Тонкие» вопросы ?

Почему кровь имеет красный цвет?

Клетки крови которые имеют красный цвет?

Почему эритроциты имеют форму двояковогнутого диска?

Как называется белок который предайот эритроцитам красный цвет?

В чем суть процесса фагоцитоза?

Кто открыл явление фагоцитоза?

На этапе обобщения и систематизации знаний

Прием «Допиши предложения». Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.

Биология 8 класс.

СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет __________ (А). Тело трубчатой кости состоит из __________ (Б). В головке кости оно переходит в __________ (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится __________ (Г), выполняющий кроветворную функцию

Прием «Составьте тест». Ученик составляет тест по изученной теме. Тип теста определяется учителем или самостоятельно учеником.

Кроссворд

Обучающиеся составляют небольшой кроссворд с вопросами по теме урока.

На этапе рефлексии

Прием «Синквейн» - помогает развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Синквейн

1. Одно существительное

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Фраза несущая смысл

5. Слово – ассоциация к первой строке

Рассмотренные выше приемы работы способствуют формированию навыков смыслового чтения, помогают обучающимся приобрести умение выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения, а также видеть смысл в информации, понимать проблему в целом.

Типы заданий позволяющие развивать и проверять навыки смыслового чтения я включаю в проверочные работы фонда оценочных средств по биологии.

18.03.2024 13:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП