СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Читается трояким образом: первое, читать и не понимать, второе, читать и понимать, третье, читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Б. Княжнин
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста, восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.
Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность.
Полное понимание текста- это вычитывание трех видов текстовой информации:
Ф - фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
П - подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
К - концептуальной (основная идея текста, его главный смысл).
Стратегии смыслового чтения представляют собой алгоритм умственных действий и операций в работе с текстом. К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников, под которым подразумевается процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями
На этапе работы с текстом – до чтения – важно актуализировать и обобщить имеющиеся у обучающегося знания по теме
На втором этапе работы с текстом, то есть во время чтения, ученики получают новую информацию и осваивают различные способы работы с ней
На третьем этапе работы с текстом – после чтения – основными действиями являются целостное осмысление и обобщение полученной информации, формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
С учетом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта изучение предметной области естественно-научной направленности должно обеспечить метапредметные результаты:
1. выпускники по биологии должны владеть исследовательской и проектной деятельностью, уметь видеть проблему,делать выводы,аргументировать, защищать свои идеи;
2.должны уметь работать с источниками информации;
3.должны приобрести способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к природе.
4.уметь адекватно использовать речевые средства.
В экзаменационных текстах государственной итоговой аттестации встречаются такие задания, для решения которых необходимы приемы смыслового чтения и работы с текстом
Задание №22
Прочитать предложение.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков.
Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. 1) Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий. 2) Питательные вещества пырей откладывает в хорошо развитые подземные побеги. 3) Предоставленная самой себе заросль пырея существует шесть-семь лет, затем постепенно изреживается и гибнет. 4) Растение служит кормом для домашнего скота. 5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые). 6) Сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита и воспаления легких.
Задание №24
Расположите в правильном порядке пункты инструкции.
1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.
Задание №28
Используя содержание текста, ответьте на следующие вопросы.
А также зад. № 20,21, 23, 27
Поэтому главная цель учителя - обучить детей смысловому чтению для качественной подготовки к государственной итоговой аттестации.
Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.
На этапе проверки домашнего задания и актуализации знаний
Лови ошибку
Этот приём активизирует внимание обучающихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию
Биология 7 класс
Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их
1.Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.
4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.
5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Прием «Составь пары»
Упражнения на установление соответствия между понятием и его определением.
Этот прием можно использовать и на этапе закрепления нового материала
Биология 7 класс
1 - рука человека и конечность крота |
А - атавизмы |
2 - мамонт |
Б - рудименты |
3 – многососковость у человека |
В - гомологичные органы |
4 – зубы мудрости и ушные мышцы |
Г - ископаемые организмы |
На этапе изучения нового материала
Прием «Составь определение».
Обучающимся предлагается найти в тексте учебника предложения, объясняющие термин («экосистема») и составить из них определение. Ученики сами конструируют понятия, сопоставив информацию из нескольких предложений текста
Прием «Свой конспект – своя опора». Ученик составляет конспект или план материала учебника, которым он может пользоваться во время своего ответа.
В этом же случае можно использовать прием «Шпаргалка для друга». Учитель предлагает составить текст шпаргалки, пригодный для полного ответа на поставленный вопрос или по данной теме.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из этапов урока.
Способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Толстые» вопросы? |
«Тонкие» вопросы ? |
Объясните, почему.? Почему Вы думаете.? Почему Вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если…? Что, если. ? |
Кто? Что? Когда? Может.? Будет.? Как звать.? Согласны ли Вы? Верно ли ?
|
Тема «Состав крови. Постоянство внутренней среды. 8 класс
«Толстые» вопросы? |
«Тонкие» вопросы ? |
Почему кровь имеет красный цвет?
|
Клетки крови которые имеют красный цвет? |
Почему эритроциты имеют форму двояковогнутого диска? |
Как называется белок который предайот эритроцитам красный цвет? |
В чем суть процесса фагоцитоза? |
Кто открыл явление фагоцитоза? |
На этапе обобщения и систематизации знаний
Прием «Допиши предложения». Учитель предлагает закончить предложения по теме урока. Ученики, работая в группах или индивидуально, дописывают предложения.
Биология 8 класс.
СТРОЕНИЕ ТРУБЧАТОЙ КОСТИ
Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном скелет __________ (А). Тело трубчатой кости состоит из __________ (Б). В головке кости оно переходит в __________ (В), состоящее из перемычек, образующих ячейки, в которых находится __________ (Г), выполняющий кроветворную функцию
Прием «Составьте тест». Ученик составляет тест по изученной теме. Тип теста определяется учителем или самостоятельно учеником.
Кроссворд
Обучающиеся составляют небольшой кроссворд с вопросами по теме урока.
На этапе рефлексии
Прием «Синквейн» - помогает развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Синквейн
1. Одно существительное
2. Два прилагательных
3. Три глагола
4. Фраза несущая смысл
5. Слово – ассоциация к первой строке
Рассмотренные выше приемы работы способствуют формированию навыков смыслового чтения, помогают обучающимся приобрести умение выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения, а также видеть смысл в информации, понимать проблему в целом.
Типы заданий позволяющие развивать и проверять навыки смыслового чтения я включаю в проверочные работы фонда оценочных средств по биологии.
© 2024, Кравченко Оксана Николаевна 94