СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование учебных пособий для развития сенсомоторики у детей с особенными потребностями в условиях реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая с детьми-инвалидами и старшими дошкольниками по программе «Лесная школа», я обратила внимание на недостаточность развития сенсомоторных навыков и мелкой моторики рук.

Исследуя опыт педагогов по данной теме, я обнаружила опыт использования учебных пособий: тактильные книжки для слепых и слабовидящих детей, сенсорные пальчиковые дорожки, пальчиковый театр.

Такой вид учебных пособий в магазине не встретишь. Такие пособия нужно создавать самому.

Таким образом, актуальность данной проблемы, а так же практическая необходимость создания и использования таких учебных пособий обусловили выбор темы моего обобщения: «Использование учебных пособий для развития сенсомоторики у детей с особенными образовательными потребностями в условиях реализации программ дополнительного образования естественно-научной направленности».

Мир, окружающий ребенка. становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития человека.

Новизна опыта заключается не в разработке принципиально новых учебных пособий, а в адаптации технологии применения этих пособий в процессе реализации адаптивных программ естественно-научной направленности.

Я не претендую на исключительность всего предложенного мною. Многое давно уже известно и на основе изучения опыта моих коллег у меня сложилась своя система по использованию данных пособий для развития сенсомоторики.

Обобщая опыт своей работы, я решаю ряд задач:

Сенсомоторное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Умение рассматривать. воспринимать предметы и явления, формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять смысл этих действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным.

Учёные настаивают на том, чтобы с ребенком занимались посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук и сенсорики.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающего мира с помощью наиболее развитых психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача может выполняться в ходе игровой деятельности на занятиях в объединениях дополнительного образования.

Реализуя дополнительные общеразвивающие адаптивные программы «Мир на ладонях» и «Шаг за шагом» - для детей с разными нарушениями в здоровье – я использую учебные пособия – тактильные книжки, пальчиковый театр, сенсорные пальчиковые дорожки.

Как я уже говорила ранее данные учебные пособия невозможно купить в магазине, их нужно делать самому или на заказ за очень большие деньги.

Для изготовления таких пособий нужны определенные навыки. Поэтому я начала с малого: пошив сенсорных пальчиковых дорожек.

Что такое пальчиковые дорожки? Пальчиковые дорожки, представляют собой ряд упражнений, с помощью которых у ребенка развиваются и совершенствуются движения кистей и пальцев рук.

Проходя пальчиками по дорожке, мы попутно изучаем природные объекты, которые были использованы при изготовлении той или иной дорожки. Придумываем различные истории с сюжетными пуговками сделанных в виде какого-нибудь животного.

Пальчиковый театр – эта уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя, это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, так как в ходе игр ребенок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук. (Приложение …)

Развивающая книга – это удивительное пособие. Сделанное своими руками с любовью, оно хранит в себе частичку души и тепло рук мастера. С его помощью можно играть и учить ребенка одновременно.

Основные функции развивающей книжки:

  • Помогает привыкнуть к книгам;
  • Развивает образное мышление;
  • Тренирует сенсорику;
  • Стимулирует к творчеству.

Мягкие книжки могут быть разной тематики. Есть книжки, которые посвящены только одной теме: «Космос», «Животные леса», «Времена года» и т.д., а может книжка совмещать в себе несколько тематик. Например: ежик в лесу, огород, морская рыбалка, фрукты. Можно знакомиться с животными и попутно изучать буквы.

Диагностировать успешность или неуспешность применения данных учебных пособий для развития сенсомоторики при работе с детьми-инвалидами очень сложно.

Поэтому, применяя метод наблюдения, я сделала следующие выводы:

  • Мелкая моторика рук как у слепого ребенка, так и у ребенка с нарушением речи при систематическом применении сенсорных пособий улучшается. Пальчики становятся более сильными, цепкими. Различные задания с застежками, шнуровками в начале вызывали огромные затруднения, через какое-то время такая работа выполнялись намного легче;
  • речь при этом тоже изменяется, обогащается словарный запас, улучшается произношение отдельных звуков (это конечно не только моя заслуга. С ребенком, у которого нарушена речь идет систематическая работа с разных сторон: в детском саду – воспитатель, логопед, родители дома и занятия на Станции юных натуралистов);
  • расширились и углубились знания об окружающем их мире, о природных объектах.

Учебные пособия, предусмотренные и изготовленные мной для занятий с детьми-инвалидами, считаю эффективными и в применении на занятиях и с дошкольниками и младшими школьниками. С такими пособиями можно заниматься и дома с родителями.

30.12.2020 09:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!