СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение.
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М. Е. Салтыкова- Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело - провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю - сатирику.
Не секрет, что читательские предубеждения относительно Салтыкова- Щедрина широко распространены. Сказывается живучее представление об авторе «Господ Головлёвых» и «Сказок» как о писателе не только трудном, сложном, «запутанном», но и (это самое невероятное из заблуждений!) скучном, однообразном и несовременном. М.Е. Салтыков - Щедрин не стал в такой же степени популярным и читаемым, как его современники.
Его знают меньше, чем И.Тургенева и Л.Толстого, Ф.Достоевского и А.Чехова. Проще всего обвинить в этом читателя, который, дескать, не дорос ещё, не понимает многого, не любопытен. Верно и то, что упреки в читательской инертности современных школьников имеют достаточно серьезные основания. Кроме того, на пути писателя-сатирика к нашим современникам есть ещё и несомненные объективные трудности. Порой читатели останавливаются перед значительными трудностями, которые с первого знакомства вызывает непривычная художественная манера сатирика, и не пытаются проникнуть в глубь его творений.
Условная, исполненная глубокого сарказма, подчас гротескно заостренная, сатирическая форма повествования, вынужденная, вызванная непрерывным цензурным давлением «эзопова» речь, иносказательный язык, множество идиоматических выражений, характерных фразеологизмов, изобилие так называемых «реалий» конкретно- исторических примет того времени - все это в определенной мере ограничивает сегодня круг читателей произведений Салтыкова- Щедрина.
Сатира Щедрина имеет широкий спектр: легкий комизм, многочисленные формы иронии, гротеск. Она переросла рамки своего времени. Образы и афоризмы Салтыкова и сегодня входят в риторический арсенал общественных деятелей и политиков. Но что самое главное – актуален нравственно-эстетический пафос творчества писателя.
Учитывая актуальность всего выше сказанного, я выбрала тему своей работы «Сатира, юмор, ирония, гротеск как средства социальной сатиры в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина». Эта тема достаточно широко изучена, я лишь продолжила работу в данном направлении.
Главная цель данной работы заключается в том, чтобы через расширение, углубление, обогащение знаний и представлений о творчестве Салтыкова-Щедрина показать роль сатиры, юмора, иронии, гротеска «в сохранении идеалов человечества», во имя чего действует сатирик, обличая пороки общества и отдельных людей.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
-провести анализ литературы по данной теме;
- выявить авторскую позицию, художественное своеобразие произведений Салтыкова-Щедрина;
-найти приемы, способы подачи материала, позволяющие сформировать интерес к творчеству писателя;
-разработать методическое приложение к урокам по изучению сатиры, юмора, иронии, гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
-социолого-педагогический метод исследования (изучение опыта учителей, наблюдение за учебным процессом для выявления необходимых подходов в преподавании литературы).
Структура работы.
Во введении дано обоснование выбора темы, указаны цели и задачи работы, методы её написания.
Первая глава основной части раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты социальной сатиры в творчестве Салтыкова -Щедрина, его место в литературном процессе.
Во второй главе определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучания вопроса " Сатира, юмор, ирония, гротеск как средства социальной сатиры в творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина ".
В третьей главе подробно охарактеризованы пути изучения творчества писателя в 7,8,10 классах. Предлагаются методы и приемы, которые можно использовать на уроках литературы: комментированное чтение, киносценарий, исследование, эвристическая ситуация, ролевая игра, использование ИКТ и др.
Четвертая глава также имеет практический характер. Рассмотрены приемы и методы, которые используются на уроках при изучении теории литературы: метод «лото», опорные схемы-алгоритмы, интеллектуальные игры и т.д.
В заключении подведены итоги работы, указана область её применения, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы, даны рекомендации для учителей-коллег.
Библиография включает список использованных научно-методических изданий, журнальных статей.
Приложение содержит фрагмент урока, опорную схему-алгоритм, викторину.
© 2015, Бибина Екатерина Валерьевна 908