СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История города Тында Амурской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Великое движение на восток

«Российское могущество прирастать будет Сибирью» — эти слова принадлежат великому Ломоносову. Неудержимо было движение русского народа на восток. От седого Урала до Тихого океана пролег гигантский путь землепроходцев и мореходов. Их сменили научные экспедиции и предприимчивые люди. Сибирь и Дальний Восток на всем огромном протяжении осваивались русскими людьми. Отважные сыны России ставили остроги, пахали целину, промышляли пушного и морского зверя, искали и разрабатывали полезные ископаемые, возводили города — медленно, но прочно заселяли и осваивали этот регион. Пришло время, когда центральные районы России связали с Тихим океаном Транссибирской железнодорожной магистралью — событие почти вековой давности. Но вслед за этим наступило и такое время, когда эта единственная магистраль не могла удовлетворить быстро развивающиеся Сибирские просторы. Возникла мысль о сооружении второй Транссибирской магистрали со вторым выходом к Тихому океану. Появились самые разнообразные проекты, велись изыскательные работы по разным направлениям ещё в Царской России. В них участвовали самые различные организации: от ведомственных до Академии наук. В течение долгих столетий по долине реки Тында кочевали эвенкийские роды. Кроме них в этот далекий суровый край никто не добирался. Одна из легенд коренных жителей здешнего края рассказывает о возникновении имени реки, названной Тындой: «Давно это было, жила на берегу реки княжеская дочь, и звали её Тындэ. Жила она одна, так как была шибко большой, неряшливой и не очень умной, и люди боялись её. Как-то раз по реке кочевал молодой и красивый парень. Тындэ полюбила его, но парень испугался Тындэ и убежал от неё. Долго Тындэ ждала его и, наконец, поняла, что парень никогда к ней не вернётся. Горю не было конца, и тогда Тындэ бросилась в реку и там утонула. С тех пор люди зовут реку Тындой и посёлок, а впоследствии, город — Тындой». Языковеды же связывают имя молодого таёжного города, вставшего на перекрёстке «малого» и «большого» БАМа с несколькими значениями перевода с эвенкийского языка. Первое: Тында — «гнилая яма», второе — «место, где распрягают оленей», третье — от глагола «тынден — отпускаю». Долго дремала суровая тайга, и лишь с приходом советской власти край пробуждается. Ещё в 1865 году горным инженером Н.П.Аносовым была обнаружена золотоносность речек Джалинда и Янкан. А с 1868 года началась интенсивная разработка месторождений драгоценного металла на территории, относящейся к нынешнему Тындинскому, а тогда Джелтулакскому, району. На золотоносные места хлынула масса переселенцев, старателей, золотодобытчиков.

2. Амуро-Якутская магистраль.

Первоначальные сведения о Тынде, как о населенном пункте, относятся ещё к дореволюционному периоду, когда она стала перевалочной базой для перевозки грузов в Якутию, где были обнаружены запасы золота. В Тынде в этот период было оборудовано несколько жилых помещений для обслуживающего персонала. Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья охотника Шкарубы. Появилось оно на берегу реки Тында осенью 1918 года. Возле зимовья проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам. Зимой он представлял собою санно-нартовую дорогу, летом пешеходно-конную тропу. Жилище Шкарубы находилось в удобном для остановки на ночлег месте. Транспорт для передвижения людей, поставляли эвенки-оленеводы, кочующие по тайге. Вместо существующей сейчас трассы Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) в Якутию шла тропа, заросшая деревьями и кустарниками. Вот по этой тропе на оленях и лошадях перевозили грузы. Неспокойные 20-е годы, холодный климат, отсутствие жилья — все это не способствовало тому, чтобы здесь оставались на постоянное жительство люди. Только в 1925 году, после выхода в свет постановления ВЦИК «Об открытии планового переселения в районы Сибири и Дальнего Востока», сюда пошли люди. И сразу возникла необходимость строительства дороги, которая бы соединила станцию Большой Невер, стоящую на Транссибе, с Якутском. Строительство дороги началось еще в 1913 году, но велось слабо, так как не было никаких машин и механизмов. Возрождение строительства дороги вызвало необходимость создания на месте нынешнего города перевалочной базы, превратившейся впоследствии в постоянный поселок. Это был первый участок на строящейся трассе АЯМа — пункт Тында. Местность была удобной для строительства, начало которого приходится на 1926 год. Строительство АЯМа тем временем продолжалось, и в следующем десятилетии облик Тынды формировала эта магистраль. Для руководства стройкой прибыли опытные инженеры. В 1929 году на трассе появились первые машины новой, только что созданной организации «АЯМ-транс». А пункт Тындинский продолжал расти. Люди прибывали с каждым днём. Одни останавливались в посёлке, другие проезжали дальше, на Алдан. Рабочие руки были нужны везде. С прибытием людей появилась потребность в магазинах, столовых, нужна была почта. Приблизительно в 1936 году появилась торгующая организация — торговый пункт Алданского продснаба. Далее была построена столовая, которая работала круглые сутки. Вскоре открыли два магазина, один из них назывался «дежурным» и работал круглосуточно. Такой распорядок работы в то время был необходим: машины шли круглые сутки. В 1935 году поднимается вопрос о переносе районного центра из пункта Джелтулак в посёлок Тындинский. А ещё через год Тындинский сельсовет ходатайствует перед райисполкомом об отнесении посёлка из категории пункта в категорию рабочего посёлка, так как «он имеет возросшее экономическое значение, быстро строится и превращается в большой посёлок с общей численностью жителей 689 человек и с перспективой промышленного и культурного развития». В 1936 году уже работали кожзавод, сапожная мастерская, цех мясопродукции, бондарный, мебельно-санный, пошивочные цеха. В 1937 году принимается решение о телефонизации районного центра, проведении радио. В этом же году появляется своя районная газета «Авангард». По переписи 1939 года в посёлке было 1115 женщин и 3226 мужчин, из которых неграмотных — 290 человек. Амуро-Якутская магистраль была единственной приличной дорогой в районе. По остальным на машинах нельзя было проехать, и поэтому ездили на оленях, лошадях и даже верблюдах. Верблюды появились в здешних краях ещё в середине 20-х годов. Их использовали на строительстве АЯМа. Эта дорога прошла по следу оленьих нард и копыт лошадей. Она оказала затем неоценимую помощь в строительстве БАМа, способствовала досрочному приходу рельсов. Эта артерия северных земель давала толчки к развитию промышленности, формированию населения. Именно при прокладке АЯМа был обнаружен первый уголь в южной Якутии.

3. БАМ 30-х – стройка века

Важным годом для будущего развития посёлка был год 1932, в апреле которого вышло постановление о начале проектно-изыскательских работ на БАМе. Нужно было провести изыскания и составить проект постройки железной дороги Уруша-Пермское. Село Пермское в этом же году переименовали в город Комсомольск-на-Амуре. Новая магистраль должна была открыть кратчайший путь из Сибири к Тихому океану. Выбрано место примыкания будущей магистрали к Транссибу. И вот 3 января 1933 года со станции БАМ началось сооружение железнодорожной ветки БАМ-Тында длиной в 180 километров, которую строили заключенные, или как их называли местные жители — «бамовцы». Эта ветка строилась вначале лишь как вспомогательная, но затем она пошла дальше к Беркакиту, к угольным сокровищам Нерюнгринского месторождения. Тогда же БАМ назвали стройкой века и объявили всенародной. И вот 7 ноября 1937 года жители посёлка Тындинский отмечали двойной праздник — 20-летие Октября и свой юбилей. Берег таежной реки и тихий посёлок, которому от роду не было ещё десяти лет, впервые огласились паровозным гудком. Первый паровоз, который потом стал перевозить стройматериалы, прибыл на станцию «Южная» по только что уложенному пути. Но Тынде не пришлось тогда стать узловой станцией— началась война.

4. Всё для фронта, всё для победы

Впервые дни войны из Тынды ушло на фронт более 1000 человек. Тыловики отправляли валенки, фуфайки, одеяла, меховые рукавицы и шапки, папиросы, сахар, деньги. Жители района внесли достойный вклад в постройку эскадрильи «Комсомолец Забайкалья», вносили средства на постройку танковой колонны. Главным лозунгом стал лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Понадобились и рельсы. В 1942 году по решению комитета обороны рельсы со скреплениями и мостовые фермы были сняты с уже построенных участков БАМа Ургал-Известковая и БАМ-Тында и направлены частями в Алтайские степи и под Сталинград, где нужно было в кротчайший срок построить рокадную железнодорожную линию вдоль правого берега Волги. Волжская рокадная дорога открыла возможность широкого манёвра переброски войск и сыграла огромную роль в исходе Сталинградской битвы. Сооружали из рельсов БАМа и противотанковые «ежи». В истории магистрали, как и всей нашей страны, трагическое очень тесно переплелось с героическим. «Первый» БАМ строился руками заключенных. И кровь так называемых «врагов народа» на рельсах рокады смешалась с кровью защитников Отечества. Именно заключённые БАМЛАГа проложили вторые пути там, где их не было, увеличив пропускную способность дороги. Лагеря в районе Тынды располагались через 8-10 километров, в каждом из них находилось по 700-800 человек. Эти цифры были постоянными, так как умерших заменяли вновь поступавшие. Начиная с 1932 года через БАМЛАГ прошло 886 тысяч заключенных, из которых 115 тысяч были расстреляны или умерли. Однако лозунги «Построим БАМ и все по домам», «День за три» внушали надежды на будущее. До сих пор в районе Тынды можно наткнуться на остатки колючей проволоки, предметы быта заключённых.

5. Здравствуй, БАМ!

После победы над фашизмом жизнь постепенно входит в спокойную колею. Колонпосёлок становится рабочим посёлком дорожных строителей. Принимается ряд постановлений о благоустройстве посёлка и расширении его границ. Намечаются изыскательские работы по строительству повой железной дороги, по этого не произошло. В начале 50-х годов строительно-изыскательские работы по БАМу были свернуты и законсервированы. Но людям понравилось это красивое место. Они ехали из Якутии, южных районов верхнего Приамурья. Появилось много переселенцев из европейской части страны, особенно украинцев. В посёлке строятся новые дома, появляются новые улицы. Примерно к 60 годам посёлок приобретает законченный вид. С середины 60-х годов вопрос о строительстве БАМа вновь встаёт на повестку дня. Были развёрнуты изыскания и проектирования на новой технической основе, но с учётом того, что было. Генеральное направление БАМа осталось примерно таким, каким его выбрали первопроходцы. Январь 1972 года. На восточной окраине посёлка появились первые строители из только что сформированного управления «Бамстройпуть». Они положили тогда начало будущей столице БАМа. Темпы строительства посёлка особенно заметно возросли со второй половины 1974 года, после выхода в свет постановления «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Во второй раз БАМ был объявлен всенародной ударной стройкой. Так в истории города открылась новая и, пожалуй, главная страница. Посёлок начал расширяться и хорошеть, па восточной окраине появились первые сборно-щитовые дома и общежития. 8 мая 1975 года в честь 30-летия победы в Великой Отечественной войне в Тынде было уложено серебряное звено. Посёлок вновь услышал гудок тепловоза: на Тындинский вокзал пришёл первый пассажирский поезд. Летом 1975 года сюда прибыли посланцы шефствующих организаций Москвы и стали воплощать в жизнь архитектурно-проектные решения по застройке столицы БАМа. Были смонтированы два первых девятиэтажных дома, началось строительство города. А 14 ноября 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Тындинский Джелтулакского района Амурской области был преобразован в город областного подчинения (т.е. получил статус Города). Сегодня Тынду принято называть не только столицей БАМа, но и северной столицей Приамурья.

03.07.2020 03:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!