СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МАРИ́НА, МАРИНИ́СТ (франц. marine, итал. marina, от лат. marinus — "морской") — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение морской стихии, ее состояния.
Иначе — морской пейзаж. Жанр морских видов сформировался в искусстве Голландии XVII в. "Марины" писали Виллем фан де Фелде, Симон де Флигер, Ян Порселлис, Адам Сило.
Разновидность жанра составляют изображения морских бурь и кораблекрушений; знаменитым мастером таких картин был голландский живописец Пьетро Темпеста (1637—1701), работавший в итальянском г. Генуя.
Прозвание "Темпеста" (итал. tempesta) означает: буря, шторм, гроза. Художники, пишущие морские пейзажи, называются маринистами.
Особое значение жанр марин приобрел в живописи неаполитанской школы. Самым знаменитым маринистом Неаполя был живописец Сальватор Роза (1615—1673). Из французских художников, работавших в Италии, основы романтического морского пейзажа создал в живописи Клод Лоррэн (1600—1682).
Искусством Лоррэна восхищался его последователь в маринистском жанре французский художник Клод-Жозеф Верне (1714—1789). Вернувшись из Италии, где он изучал творчество Лоррэна, К.-Ж. Верне прославился в Париже серией из пятнадцати картин "Порты Франции" (1765). Художник работал также по заказам российской императрицы Екатерины II и наследника Павла Петровича, поэтому многие его картины находятся в России.
Английский живописец Уильям Тёрнер (1775—1851) после второго путешествия в Италию в 1828 г. увлекся романтикой морских пейзажей и создал особенный стиль преимпрессионистского пейзажа. В русском академическом искусстве романтика морских пейзажей своеобразно проявилась в картинах Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900) — наиболее известного из всех русских маринистов.
Айвазовский, ученик М. Н. Воробьева в петербургской Академии художеств, во время заграничного путешествия 1839—1844 гг. увлекся живописью швейцарского пейзажиста-романтика Александра Калама (1810—1864), а затем уехал в Феодосию, в Крым, где жил у берега Черного моря до конца своих дней. Художник создал около шести тысяч картин с бесконечным повторением одних и тех же мотивов и приемов изображения прозрачной воды — "точь-в-точь как в жизни", но не с натуры, а в мастерской, по памяти. Парадоксально, но провинциальный в сущности художник создал один из самых ярких образцов салонного искусства. А. Н. Бенуа, выдающийся знаток живописи, тонко подметил, что картина Айвазовского "Девятый вал" (рис. 303) не может взволновать по-настоящему величием изображенной стихии, так как незаметно переходит из жанра трагедии в мелодраму1.
Знаменитая "вода" Айвазовского — неживая, потому что слишком шикарна, гладка по живописи, она создает театральный эффект. "Ужасные кораблекрушения, скалы, корабли и тонущие люди" в изображении Айвазовского "начинают казаться совершенно игрушечными, лилипутскими. И трагедии в этом мире игрушечные. Все это бутафорское."2 В творчестве Айвазовского произошла дискредитация Романтизма, изначально свойственного маринистскому жанру, подмена возвышенного мещанской аккуратностью и красивостью. По иному пути пошел ученик Айвазовского, также выпускник Академии художеств в Петербурге, Алексей Петрович Боголюбов (1824—1896).
Внук А. Н. Радищева, морской офицер, он по-настоящему знал море. Знаток и коллекционер произведений искусства, Боголюбов много работал в Италии, Франции, путешествовал по России. Его морские пейзажи консервативны и неярки по технике живописи, но проникнуты истинно романтическим чувством. Другой русский художник, Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791—1830),
с 1818 г. жил и работал в Италии, в Неаполе, где создавал удивительные по наполненности светом и воздухом пейзажи, виды Неаполитанского залива. Невольно возникает мысль, что романтика маринистского жанра нуждается в итальянском просторе и южном солнце так же, как и в живой связи с традициями классической европейской живописи. В конце XIX в. в среде французских живописцев-пейзажистов усилились влияния английской и голландской школ.
В картинах Э. Будена (1824—1898) и особенно Й. Йонгкинда (1819—1891) — голландца, работавшего во Франции, — возродились традиции "панорамного стиля" малых голландцев XVII—XVIII вв. Один из основателей импрессионизма, Клод Моне (1840—1926), называл Йонгкинда "великим маринистом". Однако в творчестве самого Моне, также писавшего морские пейзажи, и в произведениях его последователей особенности романтики жанра отходят на второй план. Для импрессионистов менее важно, что́ они изображают, важнее — каким способом это делается. Вода и небо обретают смысл в игре света и цвета, эффектах дополнительных цветов и тепло-холодных отношений тонов.
И если в пейзажах раннего Моне еще чувствуется глубина пространства, то позднее она заменяется декоративными качествами цветовой фактуры. С этим заканчивается история МАРИНЫ.
© 2018, Хартон Марина Игоревна 1819