СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К концу XVII в. Россия — это раскинувшееся на огромной территории централизованное государство с единым национальным рынком. Происходит дальнейшее разделение труда, улучшается обработка земли, увеличиваются посевные площади, возрастает продуктивности сельского хозяйства. В стране появляются первые крупные заводы. В 1632 г. голландский купец Андрей Виниус получил разрешение царя Михаила Федоровича добывать руду около Тулы и построил железоделательный завод, к которому было приписано большое количество рабочих. По существу, эта было первое в России крупное железоделательное предприятие. Вслед за этим стали создаваться мануфактуры и в других отраслях производства. Значительно расширилась внутренняя и внешняя торговля. В 1650—1660 гг. Россия вывозила на внешние рынки около миллиона пудов зерна ежегодно, много сукна, полотна, холста кожевенных товаров, сала. Вывозили также пушнину, воск, икру, поташ, строевой и мачтовый лес, смолу, лен и пеньку, канаты, парусину. Эти товары иностранные купцы покупали преимущественно в самой России и уже своими транспортными средствами вывозили на внешний рынок. Огромные массы леса, в виде бревен, сплавлялись по Западной Двина в Ригу и по реке Нарове — в Нарву. В большом количестве поступали в морские порты и другие товары. Например, в 1653 г. в Ригу прибыло 1444 струга, груженных различными товарами русского производства. Многие рижские купцы специализировались по «русской» торговле. В порту существовали даже цехи браковщиков мачтового леса и льна, вывозимых из России в страны Западной Европы. Природные богатства России всегда привлекали иностранцев. Еще в 1620 г. англичанин Меррик предложил Боярской думе запретить вывоз за границу пеньки и смолы и организовать на месте при его участии производство канатов для вывоза на внешний рынок. В 1651 г. француз Жан Грон предлагал свои услуги, чтобы наладить в России постройку судов; он утверждал, что государство будет получать от продажи кораблей огромный доход — до 60 бочек золота в год. Однако все эти предложения реализованы не были. Несмотря на существенные сдвиги в развитии экономики Россия все еще отставала от передовых стран Западной Европы. Слабо было развито общественное разделение труда, производительность стояла на низком уровне. К началу XVIII в. Россия производила чугуна в пять раз меньше, чем Англия. Почти вся внешняя торговля находилась в руках иностранцев, которые организованно противодействовали проникновению русских купцов на внешние рынки. Большим тормозом было и отсутствие прямых культурных связей с другими странами. В конце XVII в. Россия имела свободный выход только в Каспийское и Северное (Белое) моря и на берег Тихого океана. Нужно было расширить границы государства на юге и на западе, завершить политическое объединение русского народа. Задача сводилась прежде всего к отвоеванию у Швеции земли в бассейне Невы и выходу к Балтийскому морю; далее необходимо было обеспечить возможность нормального развития плодороднейших земель побережий Азовского и Черного морей, пустовавших сотни лет из-за разбойничьей деятельности крымских татар, обосновавшихся здесь еще со времен Золотой Орды. В принципе решение этих проблем уже было России по плечу, но требовало дальнейшего расширения производства, перевооружения армии и, наконец, создания регулярного военно-морского флота. Непосредственное выполнение этих задач выпало на долю Петра I. Начало. В 1688—1693 гг. в Переяславле-Залесском (Плещеево озеро) молодой царь с помощью иноземцев, проживавших в Москве, организовал постройку судов «потешной» Учебной флотилии в составе двух фрегатов, двух яхт и нескольких галер. Затем, желая ознакомиться с заморскими судами, он в июне 1693 г. выехал в Архангельск — единственный в то время морской порт России. Большую радость пережил двадцатилетний царь в портовом городе: он совершил первое в своей жизни морское плавание на яхте, вооруженной двенадцатью пушками. Тогда же в Соломбале была заложена и государственная верфь для постройки военных кораблей. Закладка совпала с прибытием в Архангельский порт трех голландских торговых судов. |
Страница 2 из 19 Само по себе это было не ново — летом в порту всегда находилось немало иностранных парусников, однако пришедшие корабли привлекали особое внимание. На них в Россию прибыло голландское посольство, возглавляемое известным в то время кораблестроителем и владельцем верфи Николаем Витсеном. Он и раньше бывал в России и хорошо о ней отзывался. Петр, стремившийся расширить внешнюю торговлю и наладить русское судостроение, усмотрел в появлении такого человека большую удачу. Тут же, в Архангельске, он приказал выдать Витсену заказ на постройку 44-пушечного фрегата и военной галеры и уговорил его спешно вернуться на родину для выполнения полученного заказа. В следующем году Петр вторично прибыл в Архангельск. К его приезду была завершена постройка военного корабля «Апостол Павел», имевшего на вооружении 24 пушки. Пришел заказанный в Голландии фрегат «Св. Пророчество», в трюм которого в разобранном виде находились части военной галеры. Вместе с галерой прибыли две мачты с реями, парусами и полной оснасткой, якорь с канатом, компас, три мортиры и много ядер. Все это имущество и боеприпасы вместе с частями галеры отправили в Вологду на речных судах. По указу царя в Вологде приготовили двадцать огромных дровней, и сто лучших ямских коней повезли ценный груз в подмосковную слободу — Преображенское. Царь остался доволен работой голландцев и просил Николая Витсена позаботиться о присылке в Россию галерных мастеров — для постройки галер на русских верфях. В этом же году в Архангельске было куплено у англичан; транспортное судно «Фламов». Таким образом, к осени 1694 г Россия уже обладала небольшой флотилией из вполне современных судов. В 1694 г. спешно стали готовить Азовский поход. На берегах Москвы-реки, Оки, Волги и Дона началось строительство большого количества судов. 28 апреля 1695 г. огромная флотилия стругов, приняв свыше двадцати тысяч воинов, направилась в Нижний Новгород. Там войска погрузились на большие волжские суда и 21 мая отправились вниз по Волге. Высадившись в районе, где теперь находится Волгоград, войска совершили пеший переход к берегам Дона (около 80 км), вновь погрузились на суда и 5 июня отплыли к Азову. Судя по тому, какими темпами продвигался Петр на юг, Россия в то время, по-видимому, располагала уже значительными транспортными средствами, обеспечившими перевозку большого количества войск по двум обособленным речным магистралям. Однако не имея боевых кораблей войска не смогли блокировать крепость с моря и преградить туркам путь для подвоза подкреплений. Штурм Азовской крепости оказался безуспешным, и 1 октября русские войска начали отходить от Азова. Азовский флот. Неудачи, постигшие русскую армию, не смутили Петра: он сразу же начал более основательную подготовку ко второму походу. В конце ноября 1695 г. был издан указ о создании Азовского военного флота. Намечалось построить «сколько возможно» военных галер, четыре брандера, два парусных судна, 1300 стругов, 500 лодок и 100 плотов. В декабре последовал второй указ — о мобилизации 27 800 работных людей на «корабельное строение». Строительство большого количества кораблей могло быть организовано только там, где поблизости имелись «работные люди» и строительные материалы — лес, металл, канаты и парусина. Наиболее удобным оказался старинный русский город Воронеж, расположенный на берегу р. Воронеж в 25 км от впадения ее в Дон, т.е. на расстоянии всего 1200км от Азова. |
© 2017, Изместьев Валерий Прокопьевич 306