СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
26 объектов на территории Березовского района включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Среди них 10 памятников архитектуры, 5 памятников археологии, 11 памятников истории. Вторую категорию (памятники национального значения) имеют три историко-культурные ценности: Остатки бывшего кляштера картезианцев в г.Береза (1648-1689гг.), Фрагменты усадебно-паркового комплекса в д.Пески (вторая половина XVIII века – первая половина XIX века) и Костел Святой Девы Марии в д.Сигневичи (1795г.). Остальным объектам присвоена третья категория ценности (памятники регионального значения). 26 объектов на территории Березовского района включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Среди них 10 памятников архитектуры, 5 памятников археологии, 11 памятников истории. Вторую категорию (памятники национального значения) имеют три историко-культурные ценности: Остатки бывшего кляштера картезианцев в г.Береза (1648-1689гг.), Фрагменты усадебно-паркового комплекса в д.Пески (вторая половина XVIII века – первая половина XIX века) и Костел Святой Девы Марии в д.Сигневичи (1795г.). Остальным объектам присвоена третья категория ценности (памятники регионального значения).
Инициатором строительства монастыря стал подканцлер ВКЛ Казимир Лев Сапега.
Папа римский Александр VII пожаловал ему и его потомкам титул князя. Казимир Лев Сапега основал много костелов и монастырей. По инициативе и на средства подканцлера были построены костел в Семятичах, Дятлово, Ружанах, Новогрудке, Горках, Бешенковичах, а также монастыри орденов кармелитов, бернардинцев, бонифратров, иезуитов, каноников регулярных в Бресте, Сапежине, Новогрудке, Слониме. Активную поддержку Казимир Лев Сапега оказывал Брестской церковной унии - основал свыше 20 униатских церквей. Получив согласие епископа Андрея Гембицкого на основание монастыря картезианцев, Сапега установил связь с генералом ордена. Из Парижа под Гданьском в Брестское воеводство был направлен приор Филипп Пульман, который и избрал Березу в качестве местопребывания монахов. В 1648г. предложение Сапеги одобрено генеральным капитулом ордена картезианцев.
Освещение фундамента в будущем одной из богатейших в польско-литовском государстве католических святынь было совершено в присутствии папского нунция в Варшаве Иоанна-де-Торреса. Строился монастырь с 1648 по 1689 г. Из отчета по его сооружению, найденного случайно в куполе храма, видно, что все строительство обошлось в 300 тысяч червонцев. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы. Сведения о планировке и застройке монастырского ансамбля дают сохранившиеся чертежи 1-й половины 19 в.
Комплекс включал каменное здание костела, однотипные группы жилых корпусов, библиотеку, трапезную, госпиталь, аптеку, хозяйственные постройки и вместе с прилегающим к нему садом с водоемом был обнесен крепостной каменной стеной с башнями и часовней. Главным входом в монастырь служили массивные ворота с бойницами. Слева от них стоял двухэтажный дворец Сапегов. Ворота вели во двор, который формировали корпуса келий рядовых монахов, обслуживавших монастырь. Возле них размещались вспомогательные и хозяйственные службы.
Во втором замкнутом прямоугольном дворе, где располагались кельи монахов-отшельников, раскинулись аккуратно распланированные сад и огород, за которые отвечал садовник, имевший отдельный небольшой домик. В дальнем углу сада был большой пруд, в котором разводили рыбу для постного стола. В центре вымощенного двора был колодец с насосом. Сам двор формировали коридоры-галереи, которые соединяли 15 отдельных жилых корпусов монахов-отшельников с костелом. В каждом из корпусов-келий были 3 небольшие комнаты. Одна из комнат предназначалась для общих занятий и имела выход во внутренний дворик, окруженный высокой стеной. Другая – для молитв, третья – для отдыха. В костел монахи шли через галерею, ограждавшую их от посторонних глаз. Костел представлял собой трехнефный объем с тремя апсидами и граненым барбаканом под куполом при входе и имел медную крышу.
Главный фасад костела был оформлен барочным декором – пилястрами, фронтонами, нишами. Боковые фасады по своему решению близки к корпусам келий: окна в простых наличниках, стены украшены невысокими пилястрами. Внутри здание костела было разделено на 2 части – для рядовых монахов и прихожан и для монахов-отшельников. Силуэт ансамбля формировала высокая восьмигранная многоярусная колокольня с фигурным куполом. Она стояла внутри прямоугольного двора, примыкала к средней апсиде костела и являлась оборонной башней с мощными стенами и узкими окнами-бойницами. Ярусы, приспособленные для орудий, связывала винтовая лестница в толще стены. Поверхность стен башни была декорирована простыми неглубокими нишами. От других монастырей картезианский комплекс отличался только кельями монахов-отшельников и своеобразной структурой интерьера костела, что было продиктовано необходимостью отделить отшельников. В целом монастырь представлял собой крупный архитектурный комплекс с элементами оборонительного характера, в котором были воплощены композиционно-декоративные принципы зрелого барокко.
Картузианский монашеский орден — самый древний и строгий на планете. Он был образован в 1084 году св. Бруноном в пустыни Шартоз (отсюда и название - Картуз) в горной местности возле Гренобля. Устав Ордена, утвержденный Римом в 1170 году, до сих пор считается самым суровым среди всех существовавших католических орденов. Как и в большинстве орденов; монахи-картузианцы делились на два вида — «дилетанты» (ляики) и затворники (законники). Несмотря на то, что «дилетанты» принимали монашеский постриг, их жизнь в обители не была связана с серьезными испытаниями: им дозволялось общаться между собой, жить вместе, заниматься ремесленничеством, быть экономами в деревнях. Монахи-законники всю свою жизнь проводили в закрытой келье, вдали не только от мира, но и от братии. Пищу готовили сами, а продукты им передавали через нишу с двумя поворотами так, чтобы затворники не видели даже рук прислуги, тем самым не нарушая данных обетов. При этом до конца дней своих они не могли сказать ни слова — дни проводили в молитве, чтении теологических текстов, размышлениях и переписывании книг.
Поражали в жизни монастыря не только строгие посты и молитвы, но и успешная хозяйственная деятельность. Монастырь являлся крупным поместьем. Уже в 1648г. в собственность монастыря перешли крупные земельные наделы. Сапеги пожаловали монастырю ряд своих владений: местечко Береза с окружающими его деревнями и дополнительно купленными у Умястовских землями. Кроме того, картезианцы получили 2 деревни в Слонимском повете – Милейки и Замостянки, местечко Бусяж. Все эти владения были утверждены на генеральном сейме в Варшаве в 1653 г. Земельная собственность монастыря в дальнейшем увеличилась за счет новых пожалований, купли, завещаний, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронение в склепе костела.
На территории самого монастыря кипела бурная хозяйственная жизнь: производили пиво, вино, черепицу, мыло, муку, шили одежду, Здесь же работал бондарь, столяр, каретник, стекольщик, кузнец, печник. В прудах монахи разводили раков и черепах. Но, наверное, самым экзотическим местом в монастыре была оранжерея, где выращивали мириады цветов, а также инжир и ананасы. Монастырь богател с каждым годом. Отшельники-странники превращались в могущественных магнатов, богатейших землевладельцев, защищенных от посягательств на их собственность католической церковью.
Упадок монастыря был обусловлен военно-политическими событиями 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 веков. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году г. Береза вместе с монастырем вошли в состав Российской империи. В 1812 году в Россию вторглись французкие войска. В результате Отечественной войны 1812 г. обители был нанесен существенный урон.
Прекратил свое существование монастырь в 1831 году. Под предлогом участия монахов в Польском восстании 1830-31 гг. царское правительство 28 августа 1831 г. закрыло Березовский монастырь. В 1866 году на постой в Березу пришли несколько полков русской армии, которых негде было разместить. Именно тогда были построены казармы для солдат из прекрасного красного кирпича картезианского монастыря, которые в народе до сих пор называют "красными".
От былого монастырского комплекса сохранились только часть стены с одной из угловых башен, въездные ворота и остатки колокольни.
http://bereza.gov.by/new_page_1_2418/
© 2018, Ильченко Ирина Ивановна 608