© 2017 585
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Николай Петрович Резанов
(28 марта (8 апреля) 1764, Санкт-Петербург – 17 февраля (1 марта) 1807, Красноярск)
Мария Консепсьон Аргуэльо (исп. María Concepción Argüello) или «Кончита» (исп. Conchita)
(полный вариант её имени пишут как Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо);
(19 февраля 1791 – 23 декабря 1857)
Резанов Николай Петрович (1764–1807) – выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредителей Российско-Американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-Американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-Американской компанией и испанскими колонистами. На обритом пути в Россию умер в Красноярске. «Юнона» и «Авось» – так назывались корабли, на которых совершил своё плавание Резанов.
(Историческая справка)
Ссылка:
*
Счастливейшая это была идея: взять за основу своей оперы поэму Андрея Вознесенского «Авось!». В вей и историческая достоверность, и беспечная моцартовская фантазия, и отсветы приключенческого, я бы сказал, детективного романа. В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные пронзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь – словно Сольвейг – прождавших своих возлюбленных. В «Авось!» это Кончита – дочь губернатора Сан-Франциско. Обручившись вопреки всем и всему с графом Николаем Резановым, она ждала его потом тридцать пять лет: с шестнадцати до пятидесяти двух. А потом дала обет молчания… Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства…
Поистине удивительна история графа Николая Петровича Резанова, который мечтал «закусив удила свесть Америку и Россию», «американский расчёт и российскую грустную удаль», – история, которая оборвалась на полдороге, и с благодарностью думаешь о тех, кто воскресил её из векового забвения и придал ей такое современное звучание.
Поэма Вознесенского прекрасна по силе мысли, по исповедальности и открытости тона, по способности уразуметь прошлое Россия и соизмерить его с настоящим, отыскать в том прошлом красивых, чистых, честных и, увы, невезучих людей и дать им вторую жизнь в дне сегодняшнем. Слог легковесный уже саму идею не вынес бы на своих плечах: каждое слово в этой поэме, каждый глагол бередит душу, жжёт и тревожит, каждая строфа полна прозрений, провидения.
Музыка Алексея Рыбникова ярко помечена знаком таланта. Это по природе своей очень одарённый человек. Слово «опера», которое он пишет на титульном листе сочинений, обязывает ко многому. Сразу в памяти возникает вереница великих имён законодателей, реформаторов оперного искусства. В сочинении Рыбникова наглядно действуют законы музыкальной драматургии, драматургии слушательского восприятия. Композитор точно и тонко сочленяет громкое и тихое, быстрое и медленное, высокое (регистр) и низкое. Он использует средства гомофонические и полифонические, мыслит вертикально и горизонтально. Многократно и уместно возвращаясь к главным музыкальным темам, не просто повторяет их, но трансформирует, развивает, рядит в иные одеяния, используя разные формы вокального и инструментального их исполнения.
Особое месте в партитуре занимают хоровые эпизоды. Основанные на подлинной древнерусской музыке, они приобретают в опере, благодаря использованию синтезаторов и современных способов звукозаписи, не традиционно культовое звучание, но воспринимаются как музыкальный образ видений, фантазий Резанова – человека, жившего в начале XIX века и не мыслившего себе мира вне связи с высшими мистическими силами.
Андрей Вознесенский и Алексей Рыбников нашли замечательный финал – гимн любви, обращённый к «жителям двадцатого столетья»:
Жители двадцатого столетья!
Ваш к концу идёт XX век.
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?.
Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали –
Аллилуйя любви, Аллилуйя!
Мы как бы уже с дистанции Времени видим людей, давно ушедших, но столь схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе.
Ссылка:
От этого произведения гипнотически веет чувством поразительной духовности. Сила эта всегда жила в России. Она для нас – жизнь.
Родион Щедрин
*
Магическая история
В конце 70-х Алексей Рыбников обратился к поэзии Вознесенского и создал рок-оперу «Юнона и Авось». Как и главных героев этого произведения – русского путешественника графа Резанова и дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту – оперу ждало немало приключений…
Андрей Вознесенский считал, что не обошлось без вмешательства высших сил: «Все наши усилия пробить премьеру разбивались о запреты. Но однажды Марк Захаров сказал: «Знаешь, Андрей, есть один человек, который нам поможет». Мы поехали в Елоховскую церковь, где Марк сказал: « Давай поставим свечки Казанской Божьей Матери!» Поставили три свечки. И я купил три образка. Один привёз Караченцову (исполнителю роли графа Резанова), другой, может быть, Шаниной (Кончите), может быть, Рыбникову, не помню, и себе оставил один. И тут нам всё разрешили! Это как в «Юноне и Авось», после вмешательства Божьей Матери вдруг дают добро поездке… Так что это магическая история».
Источник: «Лирический календарь – 2013» (19.05. – 20.05.)
Ссылка:
Ссылка:
Ссылка:
Я тебя никогда не забуду
Музыка: А. Рыбников
Слова: А. Вознесенский
Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: Боже Всевышний!
Я тебя никогда не забуду
И уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду.
Даже если на землю вернёмся
Мы вторично, согласно Гафизу,
Мы, конечно, с тобой разминёмся.
Я тебя никогда не увижу.
Эту речку в мурашках простуды,
Это Адмиралтейство и Биржу
Я уже никогда не забуду.
И уже никогда не увижу.
*
См.:
Карта сайта
Мир музыки
* Как сложилась судьба прототипа главного героя из оперы «Юнона и Авось»
* Как «Юнона и Авось» стала знаменем «Ленкома»
* Легендарной рок-опере «Юнона и Авось» исполняется 40 лет
* Почему композитор «Юноны и Авось» закончил легендарную рок-оперу именно так
* Рок-опера «Юнона и Авось» установила очередной рекорд
© 2017 585