СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юнона и Авось»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николай Петрович Резанов

(28 марта (8 апреля) 1764, Санкт-Петербург – 17 февраля (1 марта) 1807, Красноярск)

Мария Консепсьон Аргуэльо (исп. María Concepción Argüello) или «Кончита» (исп. Conchita)

(полный вариант её имени пишут как Донна Мария де ла Консепсьон Марселла Аргуэльо);

(19 февраля 1791 – 23 декабря 1857)

Резанов Николай Петрович (1764–1807) – выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредите­лей Российско-Американской торговой ком­пании. Происходил из небогатого рода дво­рян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляюще­го главного правления Российско-Американ­ской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содейство­вал налаживанию торговых связей между Российско-Американской компанией и ис­панскими колонистами. На обритом пути в Россию умер в Красноярске. «Юнона» и «Авось» – так назывались корабли, на кото­рых совершил своё плавание Резанов.

(Историческая справка)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=RFfTmQ7hZ4Y

*

Счастливейшая это была идея: взять за основу своей оперы поэму Андрея Возне­сенского «Авось!». В вей и историческая достоверность, и беспечная моцартовская фантазия, и отсветы приключенческого, я бы сказал, детективного романа. В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные про­нзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь – словно Сольвейг – прождавших своих возлюбленных. В «Авось!» это Кон­чита – дочь губернатора Сан-Франциско. Обручившись вопреки всем и всему с гра­фом Николаем Резановым, она ждала его потом тридцать пять лет: с шестнадцати до пятидесяти двух. А потом дала обет молчания… Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании поколений наравне с великими шедеврами искусства…

Поистине удивительна история графа Николая Петровича Резанова, который мечтал «закусив удила свесть Америку и Россию», «американский расчёт и российскую грустную удаль», – история, которая оборвалась на полдороге, и с благодарностью думаешь о тех, кто воскресил её из векового забвения и придал ей такое современное звучание.

Поэма Вознесенского прекрасна по силе мысли, по исповедальности и открытости тона, по способности уразуметь прошлое Россия и соизмерить его с настоящим, оты­скать в том прошлом красивых, чистых, честных и, увы, невезучих людей и дать им вторую жизнь в дне сегодняшнем. Слог легковесный уже саму идею не вынес бы на своих плечах: каждое слово в этой поэ­ме, каждый глагол бередит душу, жжёт и тревожит, каждая строфа полна прозрений, провидения.

Музыка Алексея Рыбникова ярко поме­чена знаком таланта. Это по природе своей очень одарённый человек. Слово «опера», которое он пишет на титульном листе со­чинений, обязывает ко многому. Сразу в памяти возникает вереница великих имён законодателей, реформаторов оперного ис­кусства. В сочинении Рыбникова наглядно действуют законы музыкальной драматургии, драматургии слушательского восприя­тия. Композитор точно и тонко сочленяет громкое и тихое, быстрое и медленное, высокое (регистр) и низкое. Он исполь­зует средства гомофонические и полифо­нические, мыслит вертикально и горизон­тально. Многократно и уместно возвращаясь к главным музыкальным темам, не просто повторяет их, но трансформирует, развивает, рядит в иные одеяния, исполь­зуя разные формы вокального и инстру­ментального их исполнения.

Особое месте в партитуре занимают хо­ровые эпизоды. Основанные на подлинной древнерусской музыке, они приобретают в опере, благодаря использованию синтезаторов и современных способов звукозаписи, не традиционно культовое звучание, но вос­принимаются как музыкальный образ ви­дений, фантазий Резанова – человека, жившего в начале XIX века и не мыслив­шего себе мира вне связи с высшими ми­стическими силами.

Андрей Вознесенский и Алексей Рыбни­ков нашли замечательный финал – гимн любви, обращённый к «жителям двадцато­го столетья»:

Жители двадцатого столетья!

Ваш к концу идёт XX век.

Неужели вечно не ответит

На вопрос согласья человек?.

Аллилуйя возлюбленной паре!

Мы забыли, бранясь и пируя,

Для чего мы на землю попали –

Аллилуйя любви, Аллилуйя!

Мы как бы уже с дистанции Времени видим людей, давно ушедших, но столь схожих с нами в своих порывах, страстях, суждениях, муках, радостях и горе.

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=Ix_h-d2ZfU0

От этого произведения гипнотически ве­ет чувством поразительной духовности. Си­ла эта всегда жила в России. Она для нас – жизнь.

Родион Щедрин

*

Магическая история

В конце 70-х Алексей Рыбников обратил­ся к поэзии Вознесенского и создал рок-опе­ру «Юнона и Авось». Как и главных героев этого произведения – русского путеше­ственника графа Резанова и дочь губернато­ра Сан-Франциско Кончиту – оперу ждало немало приключений…

Андрей Вознесенский считал, что не обошлось без вмешательства высших сил: «Все наши усилия пробить премьеру разбивались о зап­реты. Но однажды Марк Захаров сказал: «Знаешь, Андрей, есть один человек, кото­рый нам поможет». Мы поехали в Елоховскую церковь, где Марк сказал: « Давай поставим свечки Казанской Божьей Матери!» Поставили три свечки. И я купил три образка. Один привёз Караченцову (исполнителю роли графа Резанова), другой, может быть, Шаниной (Кончите), может быть, Рыбникову, не помню, и себе оставил один. И тут нам всё разрешили! Это как в «Юноне и Авось», после вмешательства Божьей Матери вдруг дают добро поездке… Так что это магическая история».

Источник: «Лирический календарь – 2013» (19.05. – 20.05.)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=ky1Ab8QS7UA

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=qKSB5scPzX0

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=JjMsAtvVAms

Я тебя никогда не забуду

Музыка: А. Рыбников

Слова: А. Вознесенский

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,

Я подумаю: Боже Всевышний!

Я тебя никогда не забуду

И уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра

Безнадежные карие вишни.

Возвращаться плохая примета.

Я тебя никогда не увижу.

И качнутся бессмысленной высью

Пара фраз, залетевших отсюда:

Я тебя никогда не увижу,

Я тебя никогда не забуду.

Даже если на землю вернёмся

Мы вторично, согласно Гафизу,

Мы, конечно, с тобой разминёмся.

Я тебя никогда не увижу.

Эту речку в мурашках простуды,

Это Адмиралтейство и Биржу

Я уже никогда не забуду.

И уже никогда не увижу.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Мир музыки

https://multiurok.ru/blog/mir-muzyki-2.html

* Как сложилась судьба прототипа главного героя из оперы «Юнона и Авось»

https://multiurok.ru/blog/kak-slozhilas-sudba-prototipa-glavnogo-geroia-iz-opery-iunona-i-avos.html

* Как «Юнона и Авось» стала знаменем «Ленкома»

https://multiurok.ru/blog/kak-iunona-i-avos-stala-znamenem-lenkoma.html

* Легендарной рок-опере «Юнона и Авось» исполняется 40 лет

https://multiurok.ru/blog/legendarnoi-rok-opere-iunona-i-avos-ispolniaetsia-40-let.html

* Почему композитор «Юноны и Авось» закончил легендарную рок-оперу именно так

https://multiurok.ru/blog/pochemu-kompozitor-iunony-i-avos-zakonchil-legendarnuiu-rok-operu-imenno-tak.html

* Рок-опера «Юнона и Авось» установила очередной рекорд

https://multiurok.ru/blog/rok-opera-iunona-i-avos-ustanovila-ocherednoi-rekord.html

Категория: Всем учителям
07.02.2017 17:35


© 2017 585

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!