СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность…
Бернард Шоу
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся и воспитание эстетических чувств».
Развитие грамотной и культурной речи учащихся, их творческого мышления является одним из главных направлений в деятельности учителя – филолога. А решение педагогом-словесником задач формирования творческой индивидуальности дает возможность ребенку выразить свои эмоциональные состояния, дарит ему ощущение реализованности собственных творческих способностей и уникальной индивидуальности.
Что такое творческие способности? Как их можно развивать? Какие для этого учитель должен создавать условия?
Творческие способности - это способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию; способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации; способность самостоятельно воплощать известные способы деятельности в новые; способность находить разные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; способность находить новый способ решения проблемы, являющийся комбинацией известных.
Творческое самовыражение - важнейшее условие развития личности. Если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Очень ярко эту мысль выразил В.А. Сухомлинский: «Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества».
Что такое эстетическое воспитание? Как их можно развивать?
Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Оно представляет собой сплав непосредственных чувств и интеллекта.
Эстетическое воспитание ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разносторонних условий её развития, реализации её природных потенциалов.
Литература является одной из основных дисциплин в системе эстетического воспитания, так как призвана зарождать в учащихся тягу к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. И задача преподавателя литературы – помочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования.
Как учитель-филолог, понимающий важность и значимость литературного образования, осмысливая современность и размышляя о будущем образования, все серьёзнее задумываюсь, каким должен быть современный урок литературы, как в современном мире вернуть учащимся утраченный интерес к учению и предотвратить снижение интереса к чтению. К сожалению, времена культа книги прошли, и она вытесняется компьютером и Интернетом. Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением? Как сделать урок интересным? Как изжить скуку на уроке? Как разбудить в ученике стремление к творчеству? При традиционном обучении, где учащийся является просто объектом, получающим информацию извне, нарушается цепочка интеллектуального и нравственного воспитания. Сегодня перед подрастающим человеком открывается мир широких возможностей, а общество требует выпускников мыслящих, инициативных, творческих, с широким кругозором и прочными знаниями.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, над предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «на учение жить здесь и сейчас».
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Современный этап развития методики преподавания предполагает новый подход – компетентностный – к определению целей обучения. Этот подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях; это направленность обучения на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях.
Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным
выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций.
На чем можно и нужно акцентировать внимание, если речь идет о реализации компетентностного подхода на уровне учителя и урока? Что должно измениться в этой ситуации в деятельности учителя? Чему его надо научить? Что должно стать предметом наблюдения в деятельности учителя на уроке, в том числе и через анализ урока?
Следует заметить, что в литературном образовании школьников, наблюдается ряд проблем: снижение интереса подростков к чтению качественной художественной литературы; неумение работать с книгой, текстом и извлекать из них информацию; слабые навыки построения связного текста или монологического высказывания на основе прочитанного; низкий уровень культуры спора, ведения дискуссии, построения диалога; падение общего культурного уровня молодежи; утрата учащимися мотивации к изучению литературы как учебного предмета, не имеющего, по их мнению, «практической» пользы. Однако многолетний опыт преподавания убеждает, что именно на уроках литературы происходит формирование ценностных ориентиров личности. Работа с художественным произведением как наиболее сложным типом текста (ведь это результат индивидуального, авторского образного, ассоциативного мышления), на наш взгляд, способствует формированию ключевых компетенций.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое, кем-то предложенное знание, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; а «учить учиться».
Самое главное в компетентностном подходе –результат работы ученика, который не сводится только к уровню предметной обученности, но и должен включать уровень сформированной компетентности-способности действовать в ситуации неопределенности на основе полученных знаний.
Исследователи детской психологии считают необходимым давать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности готовится к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребёнка, обучаемого на повторении сказанного учителем.
Таким импульсом является, на наш взгляд, проектная деятельность учащихся посредством работы в группе. Следовательно, определяется цель педагогической деятельности – создание условий для развития у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, способности самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний и умений, осуществления творческой самореализации учащихся путём использования метода проектов.
Основные задачи:
- формировать компетентного читателя через повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст; развитие эмоционального восприятия, воспитание культуры и эстетических чувств;
-использовать наиболее эффективные приёмы обучения, направленные на развитие творческих способностей учащихся;
- воспитывать в процессе учебной деятельности духовно развитую личность, обладающую стойкой познавательной потребностью, потребностью в непрерывном самосовершенствовании.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
Я считаю, что работу по формированию и развитию творческих способностей школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время.
Главная задача школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Цель: обеспечить эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формировать позитивность самооценки, самоуважения.
2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве:
. умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
· способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
· формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формировать способность к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность;
- формировать умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формировать умения решать творческие задачи.
5. Формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение),
Мой опыт работы доказывает, что бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки русского языка и литературы, а также и внеурочная деятельность. Всё это обеспечивает совершенствование личности ребенка, даёт целостное представление о мире и месте в нём человека, способствует не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формирует готовность детей к дальнейшему саморазвитию.
Я не раз задаю себе один и тот же вопрос: Как создать ситуацию успеха и веры в свои силы у ребят? Ответ на все это я нахожу в совместной работе с детьми.
На своих уроках я отбираю такие произведения живописи, которые позволяют активизировать речевую деятельность учащихся, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемых, развитию его художественного вкуса.
Работа на уроке с репродукциями с картин или заслушивание музыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, демонстрация картин развивает в учащихся наблюдательность, воображение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы,
способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать их.
Работая с репродукциями, учащиеся не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент. Этому способствует то, что картина, действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формирования мыслительных и речевых процессов.
Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи, театра, музыки, размышления над эстетическими понятиями.
В моей практике есть разнообразные формы таких уроков: урок-презентация, уроки с элементами театральных постановок, урок-экскурсия и другие. Во внеурочной работе эстетическому развитию способствует проведение литературных вечеров и литературно-музыкальных композиций, которые являются средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественных способностей учащихся.
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.
На протяжении ряда лет веду театральный музыкальный драматический кружок «Юные литературоведы». Занятия проходят 2 раза в неделю с 15.30. до 18.30. По моему мнению, новая театральная технология обладает огромным потенциалом в формировании подрастающего поколения их духовной культуры-системы ценностей, мотивов поведения. Если в пятом классе занятия носят больше пассивный характер (я сама готовлю костюмы и декорации, привлекая родителей ). С шестого класса и далее главным принципом построения занятий является поиск индивидуальный и коллективный (самостоятельный выбор костюмов, разучивание ролей, собственное видение художественного образа). Своё театральное мастерство ребята показывают в течении года на школьной сцене, ребятам начальных и старших классов, учителям и родителям. Наш театральный кружок имеет большое количество постоянных зрителей и поклонников, которые ждут с нетерпением наши очередные спектакли. У нас на сегодняшний день имеется своя рубрика театральный кружок "Юные литературоведы" на сайте школы № 151, в facebookе имеется страничка «Юные литературоведы», где после каждого спектакля выставляются фотографии, видеозаписи спектаклей и пишется статья. За семь лет интересной и плодотворной работы, нами поставлено много спектаклей, такие как:
Сказки: «Теремок», «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, русская народная сказка «Царевна лягушка».
Басни И. А. Крылова « Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Лиса и ворона».
Спектакли: на балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», « Лебединое озеро», «Спящая красавица», на балет С. Прокофьева «Золушка»; на поэмы А. Навои «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет», «Стена Искандара»; комедия С. Ахмада «Бунт невесток».
Инсценировки стихотворений: «Памятник» Н. Рублёва, «Слово о матери» И. Белова, «Сорок первый», «Жди меня» К. Симонова, «Их расстреляли на рассвете» М. Джалиля; «Это было давно»; инсценировка «Русская ярмарка».
Спектакли на произведения русского поэта и писателя А.С. Пушкина «Евгений Онегин», по произведениям и письмам А. С. Пушкина и Н. Гончаровой «Небесным пламенем любви»; «Повести Белкина».
Я пришла к выводу, что в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Данный творческий проект требует особого внимания, т.к. учитель должен очень грамотно провести подготовительную работу, связанную с распределением учащихся по группам в зависимости от степени развития их умений, навыков, стремлений, психологической готовности, ответственности (учитывая возраст учащихся и отсутствие опыта). А главное учитель должен привлечь к данному проекту всех учащихся класса в полной мере. Разумеется, что вся тяжесть подготовки ляжет на плечи учителя, но этот труд, поверьте, будет оправдан, и при постановке 3-его,4-ого спектакля учащиеся уже по-настоящему разделят с вами обязанности.
Готовясь к уроку, я всегда помню, что в моей деятельности главным является не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Учитель должен:
7.Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений
8.Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
9.Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
10.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
11.Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю».
Хочется отметить резулативность внеурочной деятельности: многие дети пришли в пятый класс с дефектами речи, некоторые были очень закомплексованы: плохо шли на контакт с товарищами по классу, боялись ответить на уроке. Занимаясь в театральном музыкальном драматическом кружке, ребята стали более коммуникабельными, раскрепощёнными, больше улыбаются, улучшилась речь. Им нравится играть, они очень хорошо вживаются в роли, любят выступать перед публикой. А самое главное: каждый ребёнок может получить свою минуту успеха, что позволяет воспитать в нём личность.
Результативность внеурочной деятельности мне помогают определить различные методики.
По результатам мониторинга были определены такие качества личности, которые ребёнок сформировал к концу учебного года: 85% учащихся стали целеустремлёнными, умеющими планировать свою работу; 50% стали работать самостоятельно, без посторонней помощи; 100% отметили, что умеют работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна помощь, помогать и принимать помощь от других.
На вопрос: Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе? Многие отметили: способность к рукоделию, способность быть артистом и вживаться в роль и конечно выступать перед зрителями и не бояться сцены. Пробудить заложенное в каждом ребёнке начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни - к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности. В своей работе, как и в любом новом начинании, я испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся, а именно:
«научить учиться»,
«научить жить»,
«научить жить вместе»,
«научить работать»,
«научить зарабатывать».
«Если путь твой к познанию мира ведёт,
Как бы ни был он долог и труден- вперёд».
Фирдоуси
© 2020, Сабирова Наира Назировна 653