СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Родина лаковой миниатюры – Восток. История дальневосточных лаков насчитывает несколько тысячелетий. Лаковое дело зародилось в Китае. В XVI веке голландские купцы познакомили Европу с восточными лаками. Пленённые красотой необычных изделий, европейские мастера создают мастерские по производству изделий с росписью “под Китай”.
В Западной Европе лаковое искусство было ориентировано на верхушку общества. При этом использование лаковой росписи на мебели и табакерках ограничивало его рамками переменчивой моды.
Получив в наследство столь богатый материал, русские мастера сначала импровизировали на чужие темы, сюжеты, мотивы, затем по-своему распорядились ими, развивая и обогащая. Русские изделия, имея утилитарную форму, со временем становятся произведениями искусства, где форма служила лишь носителями темы, сюжета и образа.
Родиной русских лаков по праву считается село Федоскино Московской области. Именно здесь впервые в России возникло и сформировалось своеобразное искусство художественной миниатюры на папье-маше. Начало этому своеобразному виду художественного ремесла положила мануфактура купца П.И. Коробова в селе Данилово, на которой он начал производство лакированных козырьков, а потом очень модных в то время табакерок для нюхательного табака.
После Октябрьской революции возникли ещё три промысла лаковой миниатюры׃ в селе Палех, в посёлке Холуй Ивановской области и посёлке Мстёра Владимирской области. Промыслы возникли на основе глубокого и внимательного изучения наследства древнерусского искусства.
Холуй - всемирно известный центр лаковой миниатюры на папье-маше, в прошлом славившийся на всю Россию мастерами- иконописцами, -считают одним из древнейших поселений Владимира - Суздальского
княжества. Своим названием он обязан небольшой, но глубокой, с прихотливыми изгибами, реке Тезе, на берегах которой расположен. Для ловли рыбы в ней ставили плетни из прутьев, или холуи, холуйники, -так объясняет значение этих слов толковый словарь В.И.Даля.
Первые исторические записи о Холуе относятся к 1546 году. В грамоте великого князя Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице- Сергиева монастыря.
Иконопись и торговля служили единственными источниками доходов холуян, которые позволяли им вести строительство, возводить церкви. Так, на правом берегу Тезы в 1737 году была воздвигнута Тихвинская церковь. Немного позднее, в 1745-1753 годах на левом берегу реки построили Троицкий летний храм и зимнюю Введенскую церковь.
Расширение производства икон, вызванное потребностями рынка, постоянно подталкивало хозяев иконописных мастерских увеличивать и число иконописцев, так как сугубо ручной труд не был достаточно производительным. В иконописных мастерских складывается разделение труда. Художник-иконописец, писавший икону от начала до завершения, добиваясь выразительности образа, не устраивал предпринимателя - слишком много сил и времени отдавал он каждой работе. Вот почему появились иконописцы-ремесленники, которые быстро и ловко могли выполнить отдельные детали иконы: одежду, пейзаж, орнамент. Их называли «доличники». Лик - лицо, руки и тело - писали, как правило, более квалифицированные мастера, или «личники». При такой «специализации» производительность росла, количество икон увеличивалось, однако искусство постепенно отходило на второй план. Стали изготавливать набивные по ткани плащаницы, продавать бумажные печатные иконы и печатные иконы на жести. Процесс «опромышливания» святого иконописного искусства и его пагубные последствия встревожили не только церковь, но и умы просвещенных россиян, в том числе профессиональных художников. По общему мнению, исправить положение могло лишь создание школ иконописи. Первым шагом на пути просвещения холуян стало открытие в 1861 году первого во Владимирской губернии двуклассного училища, где преподавали Закон Божий, русский язык, отечественную историю, географию, арифметику и церковное песнопение.
Необходимость серьезного изучения иконописного мастерства, не только как кустарного производства, заставила искать способы профессионального обучения. Поэтому в 1882 году Владимирским Братством Благоверного Великого Князя Александра Невского по почину высокопресвященнейшего Феогноста, бывшего Архиепископа Владимирского, в Холуе открываются рисовальные классы, а через год в 1883 году - школа иконописи. Братство ставило перед собой задачу служения православной церкви и противодействия раскольничеству. Создание иконописных школ было одним из направлений деятельности Братства. Его целью было объявлено распространение просвещения среди иконописцев путем обучения их детей, содействие религиозно-нравственному просвещению народа. Курс обучения длился 6 лет. Главными предметами были иконописание, рисунок и живопись по программе Академии художеств. Вице - президент Академии граф И.И.Толстой предоставил школе наглядные пособия, гипсовые скульптуры, образцы графических и живописных работ, программы обучения и др. В 1892 году для руководства школой и преподавания в ней в Холуй направляется выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Н.Н.Харламов. Школа впоследствии неофициально именовалась «харламовской».
Кроме основных предметов, в школе преподавали чеканку, позолоту, композицию и технологию темперной живописи. Деятельность иконописно-рисовальной школы (1882-1920) была плодотворной. Ее первые выпускники образовали артель и под руководством своего учителя Н.Н.Харламова стали заниматься иконописью и стенописью. Ими были выполнены фрески и иконостас в Русской посольской церкви в Вене, а также роспись в православных соборах Кракова и Кишинева, в церквах многих российских городов.
С 1902 года иконописно - рисовальной школой руководит и преподает в ней выпускник Санкт-Петербуржской Академии художеств Е. А. Зарин. Влияние Академии на деятельность иконописно-рисовальной школы в Холуе крепнет, изменяется и программа обучения в сторону расширения знаний мирового искусства и традиций иконописи, больше внимания уделяется рисунку как основе изобразительного искусства. Начиная с этого времени школу все чаще называют « заринской».
Значение иконописно-рисовальной школы трудно переоценить. Наиболее талантливые её питомцы учились в Академии художеств, Строгановском училище, работали в книжных издательствах в Москве, стали художниками-графиками и живописцами. Многие, оставив иконописное дело, приобрели известность в других областях русского изобразительного искусства. Большая часть выпускников осталась работать в Холуе. Эти мастера оказывали несомненное влияние на художественный уровень икон и фресок, выполняли самые ответственные заказы. Их знания и высокое мастерство поддерживали и поднимали авторитет холуйской иконописи. Более того, иконописно-рисовальная школа подготовила почву для становления и развития современной миниатюрной живописи в Холуе.
После Октября 1917 года и гражданской войны в России началось гонение на веру и глумление над нею. Вместе с церквями и храмами- памятниками истории и культуры русского народа - гибли выдающиеся произведения иконописи и фресковой живописи. Иконописные мастерские в Холуе были закрыты. Холуйские мастера вынуждены были искать работу׃ приспосабливаясь к малярному делу, красили вагоны на железнодорожных станциях, баржи на пристанях, верстовые столбы и шлагбаумы на дорогах.
В этих условиях необходимо было найти новое преломление традиций иконописного мастерства. В Палехе родилась идея создать артель из художников-иконописцев и попробовать писать не на иконной доске либо холсте и изображать не лики и жития святых, а светские сюжеты. В декабре 1924 года палешане организовали Артель древней живописи. Новое направление в декоративно-прикладном искусстве, каким стала лаковая миниатюра на папье- маше, сегодня признано во всем мире.
В Холуе поиски своего стиля начались значительно позже, когда часть художников возвратилась к своим родным очагам после долгих бесплодных поисков и скитаний по России. В 1934 году, воодушевленные примером Палеха и Мстёры, холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов - Молев организовали артель, пробуя себя в новом качестве. Все они окончили иконописно - рисовальную школу, а В.Д. Пузанов - Молев получил дополнительное художественное образование, окончив в 1912 году Строгановское художественное училище в Москве.
Путь становления холуйской миниатюрной живописи на папье- маше был долгим. Прежде всего, следовало выработать собственный художественный стиль, отличный от манеры мастеров Палеха и Мстёры, уже успешно работавших в этой области. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, временное закрытие артели и художественной школы при ней, призыв на фронт молодых, способных художников, которые могли бы продолжить дело основоположников, в значительной мере задержали развитие холуйской лаковой миниатюрной живописи. Но уже в 1943 году по постановлению правительства в Холуе, как и в некоторых других крупных центрах, народно-прикладного искусства, открывается художественная профессионально-техническая школа. Отзываются из армии и с трудового фронта художники для преподавательской работы, выделяются средства на оборудование учебных классов, покупку топлива, учебных материалов, одежды, обуви для будущих учеников. В Холуй вновь направляется выпускник Академии художеств, но уже Ленинградской, У.А. Кукулиев. Он работает художественным руководителем артели и преподает в художественной школе основные предметы - рисунок и живопись.
В январе 1947 года первые послевоенные выпускники художественной школы приступают к работе. Среди выпускников первых лет замечательные художники : народные художники России Н. И. Бабурин, Б.И.Киселев, заслуженные художники В.И.Фомин, Н. Н. Денисов, П. А. Митяшин, В. А. Елкин и Б.К. Новоселов, заслуженный деятель культуры А.А. Каморин и многие другие. Искусствовед С. М. Темерин в книге “Русское прикладное искусство” в 1960 году писал : “Хорошая постановка обучения в школе дала положительные результаты. Уже дипломные работы первых выпускников обратили на себя внимание высоким уровнем профессионального мастерства”. По сути дела, с этого момента начинается период становления холуйской миниатюрной живописи.
В 1952 году художественная артель прекратила выпускать копии картин, портреты и занялись только миниатюрной живописью. Постепенно создавалась собственная производственная база по изготовлению папье-маше и разнообразных изделий из этого материала.
На первой научно-теоретической конференции, проходившей в Холуе в 1959 году по случаю 25-летнего юбилея художественной артели, обсуждая отчетную выставку, на которой было собрано более двухсот произведений, ученые, искусствоведы, критики, ведущие художники Палеха, Мстеры, Федоскино единодушно отметили творческие достижения холуян. С этого времени о Холуе начинают говорить как об одном из центров лаковой миниатюрной живописи, к работе мастеров проявляют живой интерес музеи, картинные галереи, торгующие организации России, зарубежные фирмы.
Художники-миниатюристы создают не только уникальные произведения, приобретенные известными музеями, экспонирующиеся на выставках, но и образцы, по которым небольшими тиражами выпускаются изделия для рынка. Доходы от сбыта составляют экономическую базу художественной артели, позволяют финансировать деятельность творческого коллектива, способствуя тем самым развитию искусства миниатюрной живописи.
Лаковая миниатюрная живопись - искусство камерное, её трудно смотреть в выставочных залах, где невозможно внимательно разглядеть детали. А ведь только тщательное рассматривание позволяет понять и по достоинству оценить произведение. Холуйская миниатюрная живопись реалистична и одновременно декоративна, оттого и понятна, при этом изображению человека уделяется главное внимание. Персонаж может быть монументален и суров « Вещий Олег», либо грациозен “Снегурочка”, отчаянно мятежен “Степан Разин”, могуч “Святогор”, комичен “Нос”.
Золото в живописи используется только там, где оно оправдано׃ купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звезды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Отличительными особенностями холуйской миниатюры являются менее удлинённые, чем у палешан, но более объёмные с мягкими силуэтами фигуры людей; архитектурные сооружения, деревья могут изображаться прямо на чёрном фоне, но они более живописные, чем у палешан. Но часто в холуйских миниатюрах действие происходит на фоне многоцветного пейзажа, он приближен к зрителю без высветленного горизонта, небо решается как декоративный задник. Для колорита холуйских миниатюр характерны насыщенные тёмно-красные, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые, тёмно-синие цвета и неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.
Характерный стиль холуйского письма и сегодня продолжает развиваться, опираясь на непрерывный творческий поиск талантливых и самобытных художников.
В 70-80-х годах нынешнего столетия миниатюрная живопись Холуя развивалась весьма интенсивно. Создавались новые произведения, пополняя фонды Музея холуйского искусства, Ивановского и Плёсского художественных музеев, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства научно исследовательского института художественной промышленности, где собрана самая большая коллекция холуйской лаковой миниатюры.
С 1961 года холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок. Первый заказ поступил из Великобритании, затем произведениями холуйских мастеров заинтересовались в США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок и тридцатилетний период поставки изделий на экспорт способствовали развитию промысла, укрепляли экономическую базу и поднимали международный престиж холуйской лаковой миниатюры.
В эти годы появляются декоративные лаковые панно. Это уже не миниатюрная живопись, панно по размерам куда больше шкатулок и других изделий ( от пятидесяти сантиметров до трех метров ). Одними из первых начали делать панно В.А. Белов (« Жар-птица », « Тройка », « Вещий Олег » и « Царевна-лягушка ») затем Н.И. Бабурин, Н.Н. Денисов, Б.И. Киселев, В.И. Фомин - художники старшего поколения. Они работают с вдохновением, отталкиваясь от традиций храмовой стенописи « харламовской » и « заринской » школы. Работа над панно привлекает и А.А. Морозова (« Сказка о царе Салтане » и « Садко »), П.А. Митяшина (« Пастушок » и « Снегурочка и Мизгирь »), В.А. Ёлкина (« Василий Буслаев »), С.М. Дмитриева (« Сказка о спящей царевне »), С.Б. Девяткина (« Зимние тройки »), В.Н. Седова (« Садко ») – представителей поколения холуйских миниатюристов 60-70-х годов.
Художников миниатюристов часто называют сказочниками, имея ввиду их тягу к сюжетам русского фольклора. Действительно, сказка, былина, народное сказание ближе других жанров образности и изобразительным возможностям миниатюрной живописи. Сказки А.С. Пушкина, самые, пожалуй, излюбленные в творчестве художников, « Конек-горбунок » П. Ершова, « Уральские сказы » П. Бажова, сказки А. Афанасьева, народные сказки – эти темы постоянно бытуют в холуйской миниатюре. Произведения на темы русского фольклора покоряют зрителя своей неподдельной искренностью и чистотой, воспевают красоту дел и помыслов. В них нет коварства и зла, нет насилия и горя людского. Мудрость народная, торжество справедливости и правды изображены убедительно и ярко. Оптимистична холуйская миниатюрная живопись, за то и любима людьми, на радость и загляденье которым творят художники.
И сейчас продолжают создаваться высокохудожественные
произведения как заслуженными художниками- мастерами, так и молодыми художниками, воспитанниками открытой в 1943 году Холуйской художественной профтехшколы.
В 1989 году Холуйская художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи.
В настоящее время в основе процесса обучения лежит глубокое изучение традиций лаковой миниатюры, художественной вышивки, иконописи. Наряду с практическими дисциплинами, немалое внимание уделяется теоретическим предметам: истории народных промыслов, истории искусств и другим предметам, дающим молодым специалистам необходимую широту кругозора. Учащиеся и выпускники училища успешно выступают со своими работами на Всероссийских и Международных выставках: в Люксембурге, Гданьске, Кассиле. С 1994 года училище является постоянным участником Всероссийской выставки конкурса “Молодые дарования”.
В 2000 году Холуйскому художественному училищу миниатюрной живописи присвоено имя академика живописи Николая Николаевича Харламова.
Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна в исполнении. Её многие роднят со станковой живописью. Однако это все же прикладное искусство, так как живопись неразрывно слита с размером и назначением предмета и имеет утилитарный характер.
Наше время многолико. Систематизируя тематику миниатюрной лаковой живописи начала XXI века, можно выделить следующие основные направления: идеализация и повторение традиционных образов деревенской жизни; обращение к ретроспективным сюжетам конца XIX и начала XX века, а также к стилям рубежа XIX – XX веков; изображение с современных позиций значимых исторических событий и личностей; остросатирические и философские работы; миниатюры по мотивам литературных сочинений, фольклора, произведений в стиле фэнтази; создание предметов роскоши.
Русское лаковое искусство переживает сложный период, который, как любой переходный этап, чреват опасностью для будущего. Ясно, что промыслы уже не будут существовать в прежнем виде. Если раньше на повестке дня стояла свобода творчества, то теперь художник ничем не ограничен. Ему решать, как овладеть накопленным опытом, профессиональным мастерством, он должен сам научиться жить в рыночных условиях, сохранять и защищать свой талант, не рассчитывая на помощь государства.
Бывшие народные промыслы, которые в советское время пользовались широкой поддержкой властей, сегодня оказались « в свободном плавании », не имея опыта рыночных отношений. Попытка заставить художников работать по старому принципу – все отдавать на фабрику, ничего не получая взамен,- привела к уходу из предприятий самых умелых и талантливых. В настоящее время они работают, как правило, в семейных или небольших объединениях. И это, пожалуй, единственно верная на сегодняшний день форма сохранения уникального искусства. Кроме того, работая самостоятельно в условиях жестких требований рынка к качеству изделий, эти художники способствовали воспитанию плеяды мастеров полуфабриката высочайшего уровня, несравнимого с фабричным, который проигрывает не только в качестве, но и в ассортименте.
© 2016, Куличкова Анна Анатольевна 1692