Общий педагогический стаж работы – 25 лет, 23 из них я работаю в специальной коррекционной школе-интернате VI вида. Имею высшую квалификационную категорию по должности «учитель». Являюсь членом Всероссийского Педагогического клуба «Первое сентября».
Пятнадцатый год я работаю учителем начальных классов. В классе находятся дети с ограниченными возможностями здоровья (состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий бучения и воспитания). Эти дети, как правило, плохо ориентированы во многих вопросах.
Работа с такими детьми требует постановки особых целей и задач, подбора методов и приемов педагогического воздействия с учетом специфики заболеваний детей, владения методами диагностики, формами социологических исследований, глубокими знаниями теоретических основ обучения и воспитания.
Исходя из проблемы школы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание – результат социальной адаптации личности ребенка», работаю над темой: «Развитие познавательных интересов и поддержка мотивации учащихся через игру»
Почему я выбрала эту тему?
Игра в младшем школьном возрасте является одним из ведущих видов деятельности и имеет огромное значение для социально-личностного, эмоционального, умственного развития, а также имеет большие коррекционные возможности.
Работая над темой, я прежде всего изучила теоретические аспекты игры.
За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игры значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.
В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с её педагогическим, терапевтическим использованием. Авторы этих исследований: С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк, С. А. Шмаков, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, Г. А. Лендрей и др.
По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в обучении, воспитании и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.
Говоря о важности значения игры, хочу отметить, что знание её теории позволяет глубже и интересней построить содержание работы с детьми:
- при использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определённых умений и навыков, игровые методы помогают раскрыть содержание в доступной и занимательной форме;
- игра помогает ребёнку лучше познать себя и окружающий мир;
- игра развивает ребёнка физически, т.к. он осуществляет разнообразие движения, освобождает от избытка энергии;
- игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития.
Поэтому я считаю эту тему актуальной в работе с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии.
Проблема исследования определяется противоречиями:
-между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к формированию познавательных процессов младших школьников.
- между падением интереса учащихся и необходимостью заинтересовать их в обучении;
- между индивидуальными возможностями усвоения материала учащимися с разным уровнем развития и необходимостью вооружения всех знаниями базового уровня;
Ведущая идея опыта:
- привитие учащимся осознанного отношения к учебе через сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения;
- развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения.
Личная концепция:
- выявление и развитие индивидуальных способностей младших школьников;
- создание условий для самореализации личности;
- формирование творческого мышления и эстетического отношения к окружающей действительности;
- развитие самостоятельных мыслительных процессов у школьников.