СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шилкинская средняя общеобразовательная школа № 2

«Современные образовательные технологии на уроках технологии

(проектная деятельность)»

Дутова Ирина Викторовна

2018г.

Оглавление

  1. Введение. Актуальность выбранной темы……………………………… …….…………3
  2. Роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколения……………….4
  3. Организации проектной деятельности на уроках технологии………………………….5
  4. Заключение. ………………………………. ……….......... 11
  5. Список литературы…………………………………………………………… ……...12

1. Введение. Актуальность выбранной темы.

Изменения, происходящие в современном российском образовании, связанные с внедрением федеральных государственных стандартов, требуют пересмотра целевых установок, приоритетных направлений, применения новых технологий, форм и методов обучения. На сегодняшний день от учителя требуется владение новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его индивидуальность, творческую инициативу. Необходимо научить его овладевать новыми видами деятельности, новыми знаниями. Этого можно добиться, используя проектную деятельность на уроке и во внеклассной работе.

Метод проектов основан на идеях философии и педагогики прагматизма, развивавшейся в США на рубеже позапрошлого и прошлого веков; он вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения важны как ранее полученные знания, так и те, которые только стоит приобрести. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации. Но в 1931 г. Метод проектов был осужден в нашей стране и забыт вплоть до настоящего времени. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно.

В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования. Разработки по направлению проектирования как основного вида учебной деятельности принадлежат М. Б. Павловой, М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др.

Одним из современных теоретиков проектной деятельности является Е.С. Полат. Современная проектная деятельность в общеобразовательной школе характеризуется направленностью на конкретный, осязаемый результат, инновационностью, развитием нестандартного мышления, возможностью гибкого применения индивидуальных, парных, групповых видов учебной работы.

2. Роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе: планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты.

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. А одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таким относится и коллективный проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по "Технологии".

3. Организация проектной деятельности на уроках технологии

Организация проектной деятельности создает учителю благоприятные условия для решения проблемы гуманизации образования. Учебный предмет «Технология» обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире.

Задачи реализации проектной деятельности:

  • Повышать уверенность ученика в своих силах.
  • Развивать у учащихся «командный дух», вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.
  • Обеспечивать механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения (выявлять проблемы, выявлять информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.

Проектная деятельность опирается на следующие правила и принципы:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Этапы работы над проектом:

  • Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи.
  • Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  • Самообразование и актуализация знаний.
  • Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  • Исследование: решение отдельных задач, компоновка материала.
  • Обобщение результатов и выводы.
  • Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Виды проектов:

  • Информационный и исследовательский проект.
  • Обзорный проект.
  • Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).
  • Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Исследовательский проект может быть по содержанию: монопредметным (только по обслуживающему труду); межпредметным; надпредметным (например, проект, который выполняется в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).

По включенности в учебные планы проект может быть: итоговым (когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) и текущим (в этом случае часть содержания учебного курса выносится на самообразование и проектную деятельность).

Проектная технология позволяет формировать такие личностные качества, которые развиваются, лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести:

  • умение брать ответственность за выбор, решение,
  • умение разделять ответственность,
  • умение анализировать результаты деятельности,
  • способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам своего дела).

Основные виды проектов на уроке технологии:

  • Учебно-познавательный проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний, умений и навыков на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащихся. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструктивную либо иную задачу.
  • Групповой творческий проект по технологии представляется нам одним из наиболее перспективных в условиях реформирования содержания образования.

Основные идеи, присущие групповым творческим проектам по технологии - общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе такого проекта.

Порядок организации проектной деятельности в группе:

  • Начать нужно с размещения рабочих мест детей, чтобы они могли общаться и видеть друг друга.
  • Подобрать задания для работы учащихся в группе (общее для группы и дифференцированные для членов группы).
  • Заранее разбить группу (например, девочек данного класса) на подгруппы (бригады) и определить функции при выполнении заданий.
  • Сразу выбирать ответственных в подгруппах.
  • Объяснить ученикам принципы распределения по бригадам в течение учебного года и методику работы в бригадах.

Основные особенности организации групповой проектной деятельности:

  • взаимозависимость;
  • личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи своих товарищей;
  • совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся;
  • реализация социализирующих функций;
  • общая оценка результатов коллективного проекта, которая складывается из оценки особенностей общения учащихся и академических результатов.

4.Заключение

Проектные технологии в наибольшей степени соответствуют решению основных целей и задач технологического образования. Организация проектной деятельности базируется на проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для подростка. Учитель может направить мысль и деятельность ученика в русло самостоятельного поиска.

На уроке технологии проекты в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что они позволяют формировать коммуникативные навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.

  1. Список литературы
  1. http://student39.ru/lector/proektnaya-tehnologiya/
  2. http://www.academia- oscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_16361.pdf
  3. http://koi.tspu.ru/koi_books/semenova2/
  4. Галямова Э.М. Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. – М: Издательский центр «Академия», 2014.
  5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству/ И.П. Волков.- М: Просвещение, 1982.

Категория: Технология
07.04.2018 06:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!