СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы Формирование творческой личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование творческой личности

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В обучении учёт индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ребёнка. Значит ли это, что на уроках должны доминировать сотрудничество учителя и ученика, самостоятельная работа учащихся, их деятельность творческого и исследовательского характеров? Непременно! Только перед тем, как организовать эти виды деятельности учеников, важно поставить перед ними задачи познавательно-развивающей направленности. Постановка учителем задач подобного рода предполагает глубокое знание им механизмов развития памяти, мышления, воображения, фантазии.

Художественное творчество личности

(я творю, выдумываю, пробую)

Один из наиболее значимых аспектов этой проблемы и критерий творческого отношения и обучению - предоставление ученику возможности составить задачи, написать сказку, сценарий, рассказ, открыть уже ранее доказанные учёными закономерности.

8 класс Многообразие птиц

  • Отгадай животное (растение), которое я задумал

Ведущий задумывает название животного или растения, а один из играющих задаёт вопросы так, чтобы по ответам «да» и «нет» можно было представить себе облик задуманного животного или растения и отгадать его название.

В процессе игры не следует задавать лишних вопросов, а для того, чтобы быстро отгадать, нужно хорошо знать признаки и особенности некоторых животных или растений и даже особенности целых классов, знать практическое использование животных или растений и среду их обитания.

Примерная схема вопросов. Задуман страус.

Вопрос. Животное одноклеточное?

Ответ. Нет.

- Значит, животное многоклеточное, - заключает ученик.

Вопрос. Среда обитания воздушная?

Ответ. Нет.

Вопрос. Имеет ли животное волосяной покров?

Ответ. Нет.

Ученик заключает, что это не млекопитающее животное.

Вопрос. Тело животного покрыто перьями?

Ответ. Да.

Ученик заключает, что это птица.

Вопрос. Она живет в тропиках (саваннах)? В какой части света (Америке, Африке, Австралии)?

Ответ. Нет (да).

Вопрос. Птица летает?

Ответ. Нет.

Значит, это нелетающая птица, живущая в саваннах Африки. Игрок называет её (страус).

Вопросы и ответы могут быть самые разнообразные, они заставляют ребёнка логично мыслить, пробуждают интерес к научно-популярной книге и журналам.

  • Два из трёх

В игре участвуют три человека. Каждый игрок по очереди загадывает загадку. Например, один из игроков представил, что все трое играющих на пришкольном участке набрали овощей, у каждого овощи разные. У одного в корзине морковь, у другого - репа, у третьего - помидоры. По сходным признакам эти овощи составляют пару. Так репа и морковь - корнеплоды, но морковь и помидоры тоже могут составить пару по окраске. Подобные загадки могут быть о зверях, цветах, птицах, насекомых.

Техническое творчество личности

(я проектирую, конструирую, испытываю)

Школьники овладевают практическими навыками (используются межпредметные связи), вовлекаются в конструкторскую, изобретательскую и исследовательскую работу, имеют возможность применить свои знания на практике, приучаются творчески относиться к труду.

11 класс Взаимосвязь между органическими веществами, их разнообразие. Живые химические лаборатории.

Учитель: Изучая органические вещества, вы постепенно переходили от простейших, таких, как метан, к более сложным и сложнейшим, таким, как белки. Между метаном и белками располагается огромное количество соединений, разнообразных по строению и свойствам. Попытаемся обобщить признаки, обуславливающие это многообразие (перечисляются признаки).

При всем своем многообразии органические вещества способны к взаимопревращениям - из простых можно получить более сложные благодаря химическим реакциям, от соединений одного класса перейти к соединениям другого класса.

Объектом изучения является зрелое, незрелое, перезревшее яблоко. Давайте, мобилизуем свою собственную химическую лабораторию - язык и нос. (Класс делится на 3 группы).

1 группа. Узнать о химизме клетки яблок с помощью вкуса.

2 группа. Узнать о химизме клетки яблок с помощью обоняния.

3 группа. Раскрыть сущность процесса созревания яблок. (Ответы эрудитов из разных групп должны переплетаться и дополнять друг друга).

1 группа. В качестве первого объекта нашего изучения возьмём незрелое яблоко. Откусив от него немного, выясняем, что оно твёрдое и кислое. Кислый вкус указывает на присутствие кислоты.

Учитель. И действительно, незрелые яблоки полны кислот, но каких?

2 группа. Обнюхивание яблока - частично даёт ответ на вопрос: незрелое яблоко, если не считать очень лёгкого «яблочного» запаха, вовсе лишено аромата, а это значит, что имеющиеся в нём кислоты, яблочная и лимонная, нелетучие.

Учитель. Да, в яблоке явно отсутствует целый ряд летучих кислот - муравьиная, уксусная, масляная, резкий запах которых раздражает слизистую оболочку носа. Объясните причину вяжущего вкуса кожуры яблока, вспомнить химический состав растительной клетки

1 группа. Он обусловлен дубильными веществами, которые воздействуют на слизистую оболочку языка и создают знакомое ощущение терпкости.

Учитель. Теперь попробуем исследовать уже созревшее яблоко.

1 группа. Прежде всего, мы обнаружили, что на вкус оно сильно изменилось: вместо кислого и вяжущего стало - сладким; значит, его клетки наполнились сахаром.

2 группа. Кроме того, оно стало ароматным - приобрело заметный фруктовый запах (что, между прочим, является показателем спелости любых плодов).

Учитель. Поскольку яблоко не пахнет сосной или эвкалиптом, ясно, что его запах обусловлен не терпенами, скипидароподобными веществами, характерными для этих деревьев. Аромат яблока зависит от химических соединений, называемых сложными эфирами, которые образуются от соединений кислоты - такой, какую мы обнаружили в незрелом яблоке,- и спирта. Большинство подобных эфиров весьма летучи и ароматичны.

3 группа. Просто попробовав яблоко на вкус, мы установили, что кислоты в созревшем яблоке большей частью исчезли и их заменили сахара и эфир.

Учитель. Но как там появились сахара, для чего?

3 группа. Отчасти они нужны, чтобы соблазнить животных поедать яблоки и тем самым распространять семена, но, кроме того, они необходимы растению как источник энергии.

Учитель. Но откуда, же появились сложные эфиры и какова их функция? Для того чтобы ответить на этот вопрос вы должны вспомнить иную форму дыхания, которая имеет место, когда кислорода недостаточно, например, в середине яблока.

3 группа. Дыхание, для которого не требуется кислорода, называется анаэробным; при нём происходит расход сахаров без освобождения химической энергии. Продуктами такой реакции являются углекислота и спирт. Спирт, как мы уже видели, реагирует с кислотами клетки с образованием сложных эфиров, которые и придают созревающему яблоку его характерный фруктовый запах.

Учитель. Теперь нам остаётся лишь исследовать перезревшее яблоко.

1 группа. Первое, что мы отметим,- оно стало мягким и мучнистым и утратило прежний вкус; сахара, и кислоты как будто исчезли.

2 группа. Яблоко ещё не потеряло аромата.

Учитель. Чтобы найти причину, почему плод стал невкусным, хотя всё ещё хорошо пахнет, перенесём наш опыт в кухню.

3 группа. Мы разрезали яблоко на мелкие кусочки и прокипятили их в небольшом количестве воды. В результате получили кашицу.

Учитель. Но что это?

3 группа. Кашица, или, вернее, яблочный соус, который мы получили в результате кипячения, источает аромат - сладкий и пикантный! Значит, сахара и кислоты были в перезревшем яблоке.

1 группа. Но, почему же, мы не замечаем их, пробуя его на вкус?

3 группа. Секрет заключается в размягчении яблока, а это подсказало нам, что происходит с клетками. Свои догадки мы поверили под микроскопом и увидели, что клетки перезревшего яблока начали отделяться одна от другой. Каждая клетка всё ещё цела, но она больше не имеет прочной связи с соседними клетками, как в плотном зрелом яблоке.

Учитель. В результате при разжевывании перезревшего яблока клетки легко отделяются одна от другой и проходят между нашими зубами, оставаясь целыми, с нетронутым запасом клеточного сока. Только когда мы кипятим и убиваем клетки, клеточный сок освобождается со всеми своими кислотами, сахарами и ароматными эфирами. Почему же при варке повидла рекомендуется использовать незрелые яблоки?

3 группа. Кислоты внутри клеток соединяются со спиртом, получающимся при анаэробном дыхании, и образуются сложные эфиры. Вот почему, чем спелее яблоко, тем повидло ароматнее. Высвобожденный пектин (белок, входящий в состав клеточной мембраны) при кипячении яблока с сахаром превращается в желе. На этом основан принцип промышленного получения фруктовых желе.

Учитель. Постройте силлогизм из следующих веществ: карбоновая кислота, углекислый газ сложный эфир, глюкоза, спирт.

Общественное творчество личности

(я общаюсь, исследую, организую)

Ставлю перед собою следующие воспитательные задачи: развивать социальную активность; стимулировать общественную, поисково-исследовательскую деятельность; привить навыки общения; расширить научный кругозор учащихся.

Метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и способствует установлению связи между полученными учащимися знаниями и приобретёнными умениями и применению их на практике. Бионика - наука, которая занимается изучением биологических систем, их свойств, принципов и закономерностей с целью использования для решения инженерных задач.

Внеклассное мероприятие 10-11 класс

«Живые экспресс-анализаторы»

Цель: показать взаимосвязь химии, биологии и техники; развивать политехнический кругозор учащихся; стимулировать развитие задатков и способностей личности.

Говорят, что на вкус и цвет товарищей нет, но ведь, ни одну муху не проведёшь на сахарине. Она уверенно отличает его от сахара, прикоснувшись к порошку лапами. Оказывается, лишь одним прикосновением лап муха осуществляет пространственный анализ веществ и их химический состав. Попробуем представить себе биоприбор: отведём с помощью электродов потенциалы с нервных клеток мухи, а после усиления передадим на осциллограф, на экране которого каждому веществу будет соответствовать определённая осциллограмма. Имея набор кривых, полученных ранее от разных веществ, можно за одну минуту исследовать несколько веществ.

По итогам проведенной работы учащимся вручаются удостоверения на рационализаторское предложение.

Удостоверение

на рационализаторское предложение

№ 5 11.02.2015 г.

(дата подачи)

В соответствии с пунктом 1 Положення об открытиях,

изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного

на заседании КОАПП, настоящее удостоверение видано

Дорохову Антону

на предложение, признанное рационализаторским и принятое

_____________на заседании КОАПП____

к использованию под названием:

_________”Живые экспресс-анализаторы”___________

18 февраля 2015 г. Члены комиссии

Категория: Биология
10.01.2017 18:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!