СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Из опыта работы:

«Эффективность использования технологии развивающего обучения Л.В. Занкова»

 

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.

Целью моей педагогической работы является формирование образованной, социально-адаптированной личности, совершенствующей себя, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть личности творческой.

Работая в школе  с 1994 года я хорошо  изучила особенности сельских детей, трудности, которые испытывают они с приходом в школу. У многих из них недостаточно развита речь, внимание, память, мышление.  Я стараюсь в первую очередь развивать у детей познавательные процессы, вызвать интерес к учебной деятельности.

 В 1998 году я прошла  курсы при ИПКРО  РТ: «Развивающее обучение  по системе   Л.В.Занкова».  С тех пор активно использую в своей работе элементы развивающего обучения  и стараюсь создавать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к интеллектуальным.

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы.

Хочу поделиться наработками, предложениями в работе над словарными словами. Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных зрительных образов.

Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву,

Не забудем никогда.

Итак, трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого-нибудь предмета, т.е. создаем художественный образ буквы. Причем рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен. Дети сами предлагают тот или иной рисунок в слове, наиболее удачные мы рисуем в тетради.

                                                                  

Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. И, конечно же, после такой деятельности учащиеся хорошо запоминают правописание орфограмм.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. За годы работы их накопилось огромное количество. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.

На уроках математики  для развития самостоятельного мышления на этапе изучения нового материала или отработки практических знаний и умений ставлю перед учащимися определенную задачу и так организую их умственную деятельность, чтобы они в меру своих возможностей искали и  находили пути ее решения. Рассматриваю задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций.  Учу их делать заключение из двух суждений, обобщать, доказывать,  упражняю детей в поиске закономерностей.

 Предлагаю учащимся не только решить логическую задачку, но и самим придумать задачку, самостоятельно составить ребус и т.д.

            На уроках природоведения  использую дополнительные источники информации, стремлюсь к научности изложения материала, глубине изучения темы. Экспериментальный подход в преподавании способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного наблюдения за природой, умений применять полученные знания в жизни.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.    Задания и материалы доступны по изложению, красочно оформлены, имеют элементы занимательности и состязательности, содержат сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Моими верными помощниками в работе стали книги Валентины Волиной «Праздник букваря», «Праздник числа», «Учимся играя»; книга  Н.М.Бетеньковой и Д.С.Фонина  «Конкурс грамотеев» где собраны дидактические игры, занимательные упражнения, задачки. Они мне помогают сделать мои уроки интересными и занимательными.

Современный  урок  невозможно провести без привлечения средств наглядности. В условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная  школа.

Сегодня современные информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Информационные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность мне, как учителю, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. В своей деятельности я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:

-электронные энциклопедии,

-интерактивные репетиторы,

-интерактивные экскурсии;

-набор электронных тестов, кроссвордов;

-интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки.

-тренажёры производства «Кирилла и Мефодия»;

- различные презентации уроков.

 

Как говорил Жак-Жан Руссо «…Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». 

На своих уроках  и во внеурочное время я применяю здоровьесберегающие технологии. В нашем классе каждый год проводится ремонт, полностью была установлена новая современная мебель, рассчитанная на детей младшего школьного возраста, заменены светильники. В классе есть новая доска, проектор, имеются комнатные цветы. Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники. На уроках проводим физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания,  упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс музыкальных физкультминуток. В начале учебного дня в нашей школе проводится утренняя зарядка на свежем воздухе. Вся моя работа по внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с администрацией школы, родителями школьников, коллегами по работе.

На всех уроках провожу большую работу по развитию речевых навыков детей, слежу за их лексиконом, правильным произношением.

Большую роль я отвожу  постановкам различных пьес  и сказок. Мною создан кукольный театр «Теремок». Участвуя в кукольном театре, даже самые робкие и неразговорчивые дети вскоре становятся общительными и уверенными в себе детьми. Кукольный театр способствует формированию мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей; развивает воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывает эмоционально – чувственное отношение к окружающему миру. Свои постановки мы ставим в детских садах, в Домах культуры, в школах. Весной 2014 года участвовали в Открытом  Всероссийском фестивале детского и молодежного театрального мастерства «Другое измерение» в Казани с постановкой спектакля «Петрушка помощник» где удостоились Диплома за  2 место. Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаясь поиском материала для общего дела – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.

Огромное  значение для ребенка имеет участие в жизни класса  вне школьных уроков. Для  многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Я являюсь руководителем кружка «Умелые руки». Все ребята с удовольствием посещают данный  кружок. Работа в кружке – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач на занятиях кружка является обогащение мировосприятия воспитанника, развитие творческой культуры ребенка, т.е. развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового.

Много усилий трачу  на то, чтобы учащиеся почувствовали радость творчества. Я не перестаю  работать над собой, пополняя знания и одновременно делясь накопленным с другими. Мною  собран богатый методический материал, который  успешно использую на уроках и во внеурочное время. Стараюсь работать нестандартно, стремлюсь к экспериментам, внедрению различных инновационных методов обучения.

             Итог всей моей работы  - мои ученики. Они являются активными участниками и призерами различных Всероссийских дистанционных предметных олимпиад, победителями творческих конкурсов и т. д.

В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит себя долго ждать.

 

 

 

 

04.01.2015 19:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!