СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В школе мне довелось работать и старшим пионервожатым, и библиотекарем, и завучем. Сейчас я работаю директором и учителем физики. Самый плодотворный период в моей профессиональной деятельности начался в 1987 г., когда появилась возможность открыть в школе специализированные физико-математические классы.
Трудности возникли с самого начала, когда надо было сформировать класс. Я обошел девять классов, где учились восьмиклассники, и смог набрать лишь 18 человек. Многие не понимали, зачем это нужно, и не хотели уходить из коллективов, где они проучились 7 лет. После того как класс был скомплектован, проблем стало еще больше: это и учебный план, и программа по физике и математике, и факультативные занятия.
Надо было сделать так, чтобы ученики не только не захотели уходить в свои прежние классы, но и не сожалели о переходе. За основу преподавания мы выбрали шаталовскую методику, которая за прошедшие годы была модернизирована и адаптирована к современным требованиям на вступительных экзаменах. Я написал конспекты уроков, в которых содержался основной материал, а дополнительный материал ученики могли найти в любом школьном учебнике. В учебном плане появились те предметы, которых не было в других классах: уроки фотодела, которые вел я сам, шахматы, в 9-10 классах - уроки радиоэлектроники, в 11 классе - уроки истории физики.
Наши усилия оправдали себя: по окончании школы в физико-математическом классе было пять золотых и два серебряных медалиста (в тот год в нашем районе, в котором больше двадцати школ, было всего десять золотых медалистов).
Я уже говорил, что для повышения интереса к изучению физики в классах были введены такие спецкурсы, как фотодело, шахматы, радиозлектроника, занятия в интернет-студии. Сегодня радиоэлектроника как предмет в Ульяновской области преподается только в наших классах, оценка заносится в аттестат. Программа спецкурса рассчитана на два года, для девятого и десятого классов. В девятом классе занятия по дискретным приборам ведутся по методическому пособию, которое я разработал вместе с моим старшим сыном Ростиславом. В десятом классе материал, посвященный использованию микросхем, изучают по пособию, написанному в соавторстве с моим младшим сыном Игорем.
Эти пособия предназначены для изучения основ радиотехники в классах с углубленным изучением физики. В них даны правила монтажа радиоэлектронного оборудования, приведены основные элементы радиотехнической аппаратуры и на доступном для ШКОЛЬНИКОВ уровне описаны принципы их работы. в каждом параграфе после теоретического описания следуют практическое задание и контрольные вопросы, помогающие усвоить предложенный материал.
Кроме того, в пособиях приведены принципиальные схемы и описание некоторых радиолюбительских устройств: 30 схем - для девятого класса, 60 схем - для десятого класса. Для каждого учащегося комплектуется индивидуальный набор, включая монтажную плату. Это позволяет ученикам отработать все схемы, приведенные в методическом пособии.
В конце каждого полугодия ребята сдают курсовой проект в виде радиоэлектронной поделки. Изделия, выполненные ребятами, ежегодно становятся победителями областной выставки технического творчества, проводимой Ульяновским государственным университетом. В школе организована постоянно действующая выставка технического творчества, на которой собраны лучшие работы наших ребят.
В 2004 году в школе был создан кабинет физического практикума, где мы проводим лабораторные работы с использованием не только стандартных приборов, но и компьютеров. Лабораторные работы физического практикума выполняются не в конце учебного года, а каждую неделю: половина класса проводит лабораторные работы с помощью физического оборудования, другая половина - на компьютерах.
Выстроенный таким образом образовательный процесс позволяет добиться практически 1О0%-ного результата при поступлении наших выпускников в высшие учебные заведения. Многие наши выпускники после окончания вузов продолжают обучение в аспирантуре, многие получили ученую степень.
© 2016, Эдварс Анатолий Ростиславович 616