СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта создания физико-математических классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школе мне довелось работать и старшим пионервожатым, и библиотекарем, и завучем. Сейчас я работаю директором и учителем физики. Самый плодотворный период в моей профессиональной деятельности начался в 1987 г., когда появилась возможность открыть в школе специализированные физико-матема­тические классы.

Трудности возникли с самого начала, ко­гда надо было сформировать класс. Я обошел девять классов, где учились восьмиклассники, и смог набрать лишь 18 человек. Многие не понимали, зачем это нужно, и не хотели уходить из колле­ктивов, где они проучились 7 лет. После того как класс был скомплектован, про­блем стало еще больше: это и учебный план, и программа по физике и матема­тике, и факультативные занятия.

Надо было сделать так, чтобы ученики не только не захотели уходить в свои прежние классы, но и не сожалели о пе­реходе. За основу преподавания мы вы­брали шаталовскую методику, которая за прошедшие годы была модернизи­рована и адаптирована к современным требованиям на вступительных экзаме­нах. Я написал конспекты уроков, в ко­торых содержался основной материал, а дополнительный материал ученики могли найти в любом школьном учеб­нике. В учебном плане появились те предметы, которых не было в других классах: уроки фотодела, которые вел я сам, шахматы, в 9-10 классах - уроки радиоэлектроники, в 11 классе - уроки истории физики.

Наши усилия оправдали себя: по окон­чании школы в физико-математиче­ском классе было пять золотых и два серебряных медалиста (в тот год в на­шем районе, в котором больше двадца­ти школ, было всего десять золотых медалистов).

Я уже говорил, что для повышения ин­тереса к изучению физики в классах были введены такие спецкурсы, как фо­тодело, шахматы, радиозлектроника, занятия в интернет-студии. Сегодня ра­диоэлектроника как предмет в Улья­новской области преподается только в наших классах, оценка заносится в ат­тестат. Программа спецкурса рассчита­на на два года, для девятого и десятого классов. В девятом классе занятия по дискретным приборам ведутся по мето­дическому пособию, которое я разра­ботал вместе с моим старшим сыном Ростиславом. В десятом классе матери­ал, посвященный использованию мик­росхем, изучают по пособию, написан­ному в соавторстве с моим младшим сыном Игорем.

Эти пособия предназначены для изуче­ния основ радиотехники в классах с уг­лубленным изучением физики. В них да­ны правила монтажа радиоэлектронно­го оборудования, приведены основные элементы радиотехнической аппарату­ры и на доступном для ШКОЛЬНИКОВ уров­не описаны принципы их работы. в каж­дом параграфе после теоретического описания следуют практическое задание и контрольные вопросы, помогающие усвоить предложенный материал.

Кроме того, в пособиях приведены принципиальные схемы и описание некоторых радиолюбительских уст­ройств: 30 схем - для девятого класса, 60 схем - для десятого класса. Для ка­ждого учащегося комплектуется инди­видуальный набор, включая монтажную плату. Это позволяет ученикам отрабо­тать все схемы, приведенные в методическом пособии.

В конце каждого полу­годия ребята сдают курсовой проект в виде радиоэлектронной поделки. Из­делия, выполненные ребятами, ежегод­но становятся победителями областной выставки технического творчества, про­водимой Ульяновским государствен­ным университетом. В школе организо­вана постоянно действующая выставка технического творчества, на которой собраны лучшие работы наших ребят.

В 2004 году в школе был создан кабинет фи­зического практикума, где мы проводим лабораторные работы с использовани­ем не только стандартных приборов, но и компьютеров. Лабораторные работы физического практикума выполняются не в конце учебного года, а каждую не­делю: половина класса проводит лабо­раторные работы с помощью физического оборудования, другая полови­на - на компьютерах.

Выстроенный таким образом образова­тельный процесс позволяет добиться практически 1О0%-ного результата при поступлении наших выпускников в выс­шие учебные заведения. Многие наши выпускники после оконча­ния вузов продолжают обучение в аспи­рантуре, многие получили ученую степень.

Категория: Физика
22.11.2016 16:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!