СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на педагогическом совете, тема которого: «Формирование социальных компетенций учащихся в системе воспитательной работы учреждения образования».
Методическая цель: создание условий для формирования и гармоничного развития личности, способствующих духовно-нравственному становлению молодого гражданина.
Свое выступление мне хотелось бы начать словами Феофана Затворника «Воспитание из всех святых дел самое святое».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Святитель Василий Великий писал: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях государства.
Основная проблема школы: культура Беларуси как основа обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Цель духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении образования - создание условий для становления духовно - нравственной культуры у школьников.
Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
Задачи нашей работы:
усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов Беларуси;
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи.
Формы работы с учащимися и родителями
1. Учебные занятия
2. Творческие отчеты
3. Работа этнографической комнаты
4. Литературные гостиные
5. Хореографическая студия (кружок)
6. Литературные конкурсы
7. Внеклассная работа
8. Публикации
9. Сотрудничество с организациями дополнительного образования
10. Исследовательская работа по предмету
11. Работа библиотеки.
Основной источник нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния школьников имеет учебный материал, особенно по литературе. «У литературы одна цель- помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». (В.Распутин).
Каждый урок – это знакомство с героями русской истории, познание русской души, выбор между добром и злом. Урок обретает смысл, если объектом изучения является жизнь, столь дорогая и интересная для каждого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делать нравственные открытия. Важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии играет художественное слово, сочетающее в себе разные формы деятельности, творчества и, что самое главное, –сотворчества. Одна из таких форм работы, как убеждает опыт,- литературные салоны и гостиные, сочетающие эстетическую, информативную воспитательную функцию литературы.
8. Публикации
9. Сотрудничество с организациями дополнительного образования
10. Исследовательская работа по предмету
11. Работа библиотеки.
Основной источник нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния школьников имеет учебный материал, особенно по литературе. «У литературы одна цель- помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». (В.Распутин).
Каждый урок – это знакомство с героями русской истории, познание русской души, выбор между добром и злом. Урок обретает смысл, если объектом изучения является жизнь, столь дорогая и интересная для каждого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делать нравственные открытия. Важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии играет художественное слово, сочетающее в себе разные формы деятельности, творчества и, что самое главное, –сотворчества. Одна из таких форм работы, как убеждает опыт,- литературные салоны и гостиные, сочетающие эстетическую, информативную воспитательную функцию литературы.
Литературные салоны отличаются особой обстановкой домашней теплоты, доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания. Для участников и гостей такие встречи становятся приобщением к духовно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты. К сожалению, в нашем учреждении образования эта форма работы не используется классными руководителями. В дальнейшем важно создать условия для интенсификации процессов чтения, повысить качество и разнообразие прочитанной литературы, престиж или, если хотите, моду к чтению как культурной ценности, инструменту познания.
Актуальность проблемы формирования социальных компетенций учащихся связана с тем, что в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются не неокрепший интеллект и чувства, на его формирующуюся сферу нравственности. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, - разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей утрачен главный фактор развития личности -воспитание духа..
Духовность - состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения человеком различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией. Сегодня перед нами стоит задача воспитать учащихся честными, доброжелательными, пробудить в них желание трудиться на пользу людям, быть хорошими товарищами.
Сегодня приоритетным становится воспитание самостоятельной активной личности, человека, умеющего думать и действовать в условиях быстро развивающейся действительности, гибко реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения и самореализации. В этих условиях школа должна организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом повышения требований к выпускникам.
В современных условиях при выборе целей и задач образования прослеживается тенденция учитывать как социальный запрос общества и государства, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности.
Сегодня качество образования все чаще связывают с конечным результатом - компетенцией выпускника. Компетентность — это понятие, занимающее в мировой образовательной практике второй половины XX века одно из центральных мест. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Структура компетентности включает в себя компоненты, которые связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Социальные компетенции подразумевают освоение и принятие школьниками общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, формирование социально-значимых качеств, повышение мотивации к саморазвитию.
При этом в настоящее время дефицит социальной компетентности проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, асоциального поведения. Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека.
Таким образом, компетентность можно определить как интегративное личностное образование, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Социальная компетентность человека включает в себя:
знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;
знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;
знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта.
Само понятие социальной компетентности постоянно развивается и обогащается.
собеседование с учащимися, позволило сделать следующие выводы (ннформация о результатах собеседования).
© 2021, Дудковская Светлана Анатольевна 56