СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из выступления на педагогическом совете «Формирование социальных компетенций учащихся в системе воспитательной работы учреждения образования».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на педагогическом совете, тема которого: «Формирование социальных компетенций учащихся в системе воспитательной работы учреждения образования».

Методическая цель: создание условий для формирования и гармоничного развития личности, способствующих духовно-нравственному становлению молодого гражданина.

Свое выступление мне хотелось бы начать словами Феофана Затворника «Воспитание из всех святых дел самое святое».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Святитель Василий Великий писал: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях государства.

Основная проблема школы: культура Беларуси как основа обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях.

Цель духовно-нравственного воспитания в нашем учреждении образования - создание условий для становления духовно - нравственной культуры у школьников.

Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.

Задачи нашей работы:

усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов Беларуси;

сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи.

Формы работы с учащимися и родителями

1. Учебные занятия

2. Творческие отчеты

3. Работа этнографической комнаты

4. Литературные гостиные

5. Хореографическая студия (кружок)

6. Литературные конкурсы

7. Внеклассная работа

8. Публикации

9. Сотрудничество с организациями дополнительного образования

10. Исследовательская работа по предмету

11. Работа библиотеки.

Основной источник нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния школьников имеет учебный материал, особенно по литературе. «У литературы одна цель- помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». (В.Распутин).

Каждый урок – это знакомство с героями русской истории, познание русской души, выбор между добром и злом. Урок обретает смысл, если объектом изучения является жизнь, столь дорогая и интересная для каждого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делать нравственные открытия. Важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии играет художественное слово, сочетающее в себе разные формы деятельности, творчества и, что самое главное, –сотворчества. Одна из таких форм работы, как убеждает опыт,- литературные салоны и гостиные, сочетающие эстетическую, информативную воспитательную функцию литературы.

8. Публикации

9. Сотрудничество с организациями дополнительного образования

10. Исследовательская работа по предмету

11. Работа библиотеки.

Основной источник нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния школьников имеет учебный материал, особенно по литературе. «У литературы одна цель- помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». (В.Распутин).

Каждый урок – это знакомство с героями русской истории, познание русской души, выбор между добром и злом. Урок обретает смысл, если объектом изучения является жизнь, столь дорогая и интересная для каждого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, дети учатся разбираться в людях, делать нравственные открытия. Важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии играет художественное слово, сочетающее в себе разные формы деятельности, творчества и, что самое главное, –сотворчества. Одна из таких форм работы, как убеждает опыт,- литературные салоны и гостиные, сочетающие эстетическую, информативную воспитательную функцию литературы.

Литературные салоны отличаются особой обстановкой домашней теплоты, доверительности, свободы общения, гармонией формы и содержания. Для участников и гостей такие встречи становятся приобщением к духовно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты. К сожалению, в нашем учреждении образования эта форма работы не используется классными руководителями. В дальнейшем важно создать условия для интенсификации процессов чтения, повысить качество и разнообразие прочитанной литературы, престиж или, если хотите, моду к чтению как культурной ценности, инструменту познания.

Актуальность проблемы формирования социальных компетенций учащихся связана с тем, что в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются не неокрепший интеллект и чувства, на его формирующуюся сферу нравственности. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, - разрушение личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей утрачен главный фактор развития личности -воспитание духа..

Духовность - состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения человеком различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией. Сегодня перед нами стоит задача воспитать учащихся честными, доброжелательными, пробудить в них желание трудиться на пользу людям, быть хорошими товарищами.

Сегодня приоритетным становится воспитание самостоятельной активной личности, человека, умеющего думать и действовать в условиях быстро развивающейся действительности, гибко реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения и самореализации. В этих условиях школа должна организационно, содержательно и технологически перестраиваться с учетом повышения требований к выпускникам.

В современных условиях при выборе целей и задач образования прослеживается тенденция учитывать как социальный запрос общества и государства, так и цели отдельного человека, его интересы и склонности.

Сегодня качество образования все чаще связывают с конечным результатом - компетенцией выпускника. Компетентность — это понятие, занимающее в мировой образовательной практике второй половины XX века одно из центральных мест. Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Структура компетентности включает в себя компоненты, которые связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Социальные компетенции подразумевают освоение и принятие школьниками общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, формирование социально-значимых качеств, повышение мотивации к саморазвитию.

При этом в настоящее время дефицит социальной компетентности проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. Свидетельством тому служит рост судебных разбирательств, гражданских конфликтов, случаев словесного и физического насилия, асоциального поведения. Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека.

Таким образом, компетентность можно определить как интегративное личностное образование, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Социальная компетентность человека включает в себя:

знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;

знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;

знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта.

Само понятие социальной компетентности постоянно развивается и обогащается.

собеседование с учащимися, позволило сделать следующие выводы (ннформация о результатах собеседования).

27.02.2021 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!