СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
(статья сайта "Мел")
Часто современные родители считают, что учителя в школах слишком авторитарны. От этого между мамами, папами и педагогами возникают недопонимание и конфликты. Наш блогер, кандидат педагогических наук Наталия Сченснович, рассказала, как учитель может выстроить доверительные отношения с учениками и их родителями.
Кем бы вы ни работали, представителем какой профессии бы ни были, у вас есть свой стиль общения. Слова, фразы, интонации и даже жесты позволят нам даже вне работы не спутать актера с юристом, а водителя с официантом. Разумеется, свой стиль есть и учителей. Хорошо это или плохо?
Два взгляда на привычки
С одной стороны, в шаблонах общения масса пользы. Они показывают ваши ценности и приоритеты, маркируют принадлежность к сообществу, объединяют вокруг вас других людей. Шаблоны помогают быстро и точно реагировать в сложных ситуациях, принимать решения и чувствовать себя в безопасности. Они удобны, не требуют глубокого анализа и позволяют действовать по алгоритму: «Так принято».
С другой стороны, шаблонный стиль общения делает вас уязвимым. Лишает свободы и гибкости, мешает меняться, делает предсказуемыми и неинтересными. Шаблоны в общении душат говорящего, порой вызывают чувство тревоги, а когда не срабатывают, то бьют по самооценке и могут вызывать даже физическую боль.
Если вы поймали себя на том, что часто сбиваетесь на типовые фразы или реакции, это значит ваш жизненный опыт трансформировался в набор некоторых стереотипов. Это нормально: так наш мозг облегчает себе жизнь. Насторожиться стоит тогда, когда ваше общение с окружающими съедают жёсткие шаблоны, мешающие быть в контакте с учениками и родителями.
Хотите проверить себя на наличие жёстких стереотипов?
Тогда прочтите всё, что написано ниже и поставьте себе по одному баллу за каждый пункт, с которым вы согласны:
Как ваши успехи? Если вы набрали один-два балла — вам есть о чём задуматься, а если больше четырёх, то срочно пора избавляться от шаблонного восприятия работы.
За словами учителя, который произносит эти максимы (даже если другими словами, но с теми же смыслами) — авторитарность и насилие, оценка и ограничения.
В такой риторике нет личности, нет сотрудничества, нет подлинной мотивации. В картине мира говорящего нет смыслов и ценностей ни для кого (ни для учителя, ни для учеников), а есть манипуляции и угрозы, демотивация и разрушение отношений.
Такие ли отношения с людьми вы хотите создавать вокруг себя?
У вас всегда есть альтернатива. Если вы открываете для себя язык сотрудничества, помогаете ученикам стать авторами своей жизни, начать ставить цели, понимать свои сильные стороны и осознавать своё предназначение, то всё меняется: и ваше общение с учениками, и ощущение от работы, и её результаты.
Если вы хотите создать у учеников и их родителей чувство эмоциональной безопасности и доверия, желание узнавать новое и действовать по-новому, давать им ощущение свободы и одновременно опоры, вы можете это сделать.
Как это сделать?
Пройти три шага к сотрудничеству:
1. Понять, что стереотипы, установки и убеждения имеют трендовый характер
Они могут и должны меняться. Если раньше всех устраивало, что учитель передает свои знания, умения и навыки, то сейчас для молодого осознанного, критического и смелого поколения этого недостаточно.
2. Понять наиважнейшую роль учителя
В неизвестном для нас мире будущего помимо передачи важных предметных знаний, умений и навыков, учителю важно помочь ученику ответить на несколько очень важных вопросов про себя.
Кто я? Каковы мои цели и ценности? Зачем я тут? Каковы мои сильные стороны и точки роста? В чём смысл? Зачем мне все это? Как мне создавать отношения с собой и другими? Как завоевывать авторитет? Как спорить и управлять конфликтами? Как понимать других и вести диалог? Как управлять эмоциями? Как общаться? Как принимать решения? Как поступать в той или иной ситуации? Как прогнозировать результаты? А что, если…
3. Каждую минуту общения держать в фокусе внимания три важных вопроса:
Вы можете оставаться в плену привычных реакций и радоваться их безопасности. А можете рискнуть и создать что-то совсем новое.
Выбирать, как обычно, только вам.
© 2021, Cульберекова Анна Александровна 122