Место работы

МБОУ "Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат"

Обо мне

«Этот путь я выбрала не напрасно…»

« И снова в позолоте тополя,

   А школа, как корабль у причала,

   Где ждут учеников учителя,

   Чтоб новой жизни положить начало… »

 

Ради чего я работаю в школе?

Пожалуй, прежде чем мне ответить на этот вопрос, каждый учитель должен определить для себя, а что же такое школа: здание, куда ты приходишь на работу, а, может, школа – это жизнь, с её ошибками и  удачами, взлётами и падениями? Помню,  в школе на вопрос  «Кем быть?», я, не задумываясь, отвечала: «Учителем». А знала ли я, будучи ещё ребенком,  что учитель – это, прежде всего воспитатель, а  уже потом преподаватель русского языка,  химии, математики, истории? И каждый раз я задаю себе вопрос: «А готова ли я день за днем отдавать всю себя, всю энергию тем, кто не столь уж охотно ее принимает?»  Человек становится учителем не после окончания учебного заведения, а в результате многолетнего общения с учениками.  Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании. Согласна ли я быть всю жизнь на незаметных, хотя и нужных ролях?

Учитель словно врач.  Но наши «пациенты» редко благодарят за «лечение», в общем-то, не очень и стремятся «лечиться». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный», поставленный на ноги, придет и скажет «Спасибо». Но этого надо ждать годы. 

 Незаметно пролетели десять лет с того момента, как я впервые переступила школьный порог,  но с первых дней сразу поняла, что половина успеха в работе – это знание детских имен. Называя их по именам: Дашами, Анютами, Димами, – мы уже протягиваем к ним ниточку доверия, ведь каждый ребёнок, в душе очень раним, и с нетерпением ждёт любви и теплоты от других. Мы получаем взамен ровно столько, сколько отдаём сами. И как приятно порой осознавать, что ты нужна детям, что они тянутся к тебе навстречу, радуются счастью поговорить с тобой, поделиться своими открытиями, огорчениями.

Мы говорим: “Он должен.… Хочу, чтобы он…” И ищем образец, которому он должен следовать, ищем жизнь, которую он должен прожить.

Кем же он должен быть? Руководителем или простым работником?  А, может, просто счастливым?

Тогда где оно, это счастье? В чём оно, это счастье? Знаем ли мы к нему дорогу? И есть ли такие, кто знает? Сумеем ли? Откуда же мы, учителя, берём силы, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?!

Пианист в день концерта иногда не ест, ни с кем не разговаривает, молча готовится к свиданию со зрителем, копит свое вдохновение. Хирург перед операцией долго и тщательно моет и без того стерильно чистые руки: он тоже готовится, собирается с силами. А ведь у учителя нет и этих спасительных минут перед уроком. Зажатый заботами классного руководителя, встречей с родителями, школьными звонками, необходимостью поставить оценки, не отдохнув, учитель входит в класс. И сразу же овладевает и партером, и галеркой. Спадает шумок. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание. И не страх перед вызовом. В глазах – ожидание действия, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия.

Я часто задаю себе вопрос: «А счастлива ли я? И что для меня является счастьем?»              Я думаю, что счастье  - это не просто путь, а то состояние, которое ты испытываешь,  двигаясь по заданному  пути.         Да, я – счастливый человек, потому что у меня есть родители, семья. У меня есть моя профессия, которая мне дарит  радость  общения с детьми.  Счастье видеть широко раскрытые от удивления детские глаза,   благодарность и улыбки на лицах ребятишек.
 Я – счастливый  человек, потому что утром  с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с детьми, коллегами – моими единомышленниками, живущими  со мой  в  одном ритме жизни. А  вечером, усталая, но счастливая, иду  домой, где меня  ждет  моя  семья.

    Школьные коридоры напоминают мне широкую дорогу, где нет предела глазам и сердцам учеников. Иду по этой дороге и понимаю, как много еще надо сделать, чтобы быть достойной уважения и любви моих учеников. Надо помочь каждому стать личностью, человеком, умеющим принимать решения и быть ответственным за них. И  снова  я буду  продолжать думать о школе, строить  планы, что надо сделать еще, и еще…

Я горда тем, что я – учитель. Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать бывает нелегко, а выбрать профессию тем более. Спустя тринадцать лет,  я уверена, что сделала правильный выбор.

С первых дней педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, уважение их родителей.  Старалась, стремилась, потому что только тогда можно говорить об успехах  учительского труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия. А живое, доверительное общение, пожалуй, одно из главных условий настоящего урока. Есть ещё множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение.  Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.  

  Наверное, быть учителем – это не работа, а, скорее всего, образ жизни, так как свои функции и обязанности можно выполнять до конца только тогда, когда полюбишь всех детей и когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учёбе, в семье станут твоими проблемами, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика. Именно друга, а не просто воспитателя. Ведь родители доверили  самое дорогое, что у них есть – своих детей. И нет, наверное,  на свете ни одного родителя, которого не волновало бы будущее своего  ребенка. И от меня во многом зависит, насколько он станет успешным.

Ведь каждый ребёнок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь.  Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни.

У Ш. А. Амонашвили есть замечательные слова: « Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми. Надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому. Надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом ».                                               

А если отвергнет? Лет через пятнадцать он – устремленный в будущее, я – крепко связанная с прошлым. Во мне – воспоминания и привычки, в нём – переменчивость и непокорная надежда. Я сомневаюсь – он ждёт и верит, я опасаюсь – ему страх неведом. Молодость всегда стремится изменить прошлое с его недостатками. Просто так должно быть. Однако…

Пусть ребёнок ищет, только бы не заблудился. Пусть карабкается, только бы не упал. Пускай борется, только осторожно. Осторожно….

А если он скажет: “У меня другое мнение. Хватит меня опекать”.

Значит, не верит? Значит, я ему не нужна? Ему мешает моя любовь? Многие думают, неосторожный ребёнок, не знающий жизни, бедный ребёнок, неблагодарный ребёнок! Неблагодарный?

А разве земля благодарна солнцу за то, что оно светит? Отдаём ли мы сами детям то, что сами взяли от родителей, или только даём в долг, чтобы потом забрать, высчитав проценты? Разве ЛЮБОВЬ – это заслуга, за которую требуется уплата?!

Да, я за демократические отношения между учителем и учащимися. Необходимо предоставлять свободу творчества и поиска, при этом, оставаясь негласным лидером, способным в любой момент восстановить порвавшуюся логическую цепочку или изменить ход всего урока.

 Не скрою, на деле случается всякое: бывает порой, что не я, а дети подводят меня к новым открытиям. Но разве это не то, к чему должен стремиться учитель. Ещё известный философ Сократ  сказал: “Уча других, мы учимся сами”.

Вспомните свои ощущения познания нового. Ведь чем больше узнаёшь, тем больше ошибок находишь в своей работе, и, исправляя их, получаешь лучший результат.

Мне нравится, когда дети спорят не только друг с другом, но и со мной, ведь, как известно, что именно  в споре  рождается истина. Невозможно вырастить “победителей” только на чужих авторитетах. Мы, взрослые, растим и учим детей для будущей, взрослой жизни. Но как сложатся их судьбы, покажет время, но пока они просто мечтают, а МОЯ ЗАДАЧА – поддержать и подкрепить эти детские мечты, дать им умения и навыки, которые им пригодятся в жизни.

Ведь  главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким ты и станешь в последующей жизни. В наше нелёгкое время далеко не каждый человек может впустить к себе в сердце ребёнка, подарить ему любовь, заботу и доброту. Нашей школе более сорока лет, и  ни одна новая школа не может передать такую доброту и тепло, которые излучают стены моей школы, годами хранящей звонки перемен, громкие возгласы и смех учеников, строгие, но правильные наставления учителей…

И каждый новый учебный год я  с удовольствием открываю школьные двери,  окунаясь  в пестрый, шумный, голосящий на все лады мир. Это особый мир учеников и учителей, в котором каждый куда-то спешит. Чувствую, как, переступив школьный порог, оказываюсь в этом потоке и плыву, соблюдая свое направление.

 

Быть педагогом – это сложно!

Хорошим педагогом быть – ещё сложней.

И лишь трудом преодолеть ту сложность можно

И воспитать достойных праотцам детей.

Ответственность за воспитание большая,

Всем нужно быть всегда примером,

С вниманьем выслушать, понять детей

И научить хорошим их манерам.

И если дети делятся о сокровенном,

Идут к тебе за помощью и за советом,

То в этот миг я понимаю ясно,

ЧТО ВЫБРАЛА ПУТЬ ЭТОТ НЕ НАПРАСНО!

Моё образование

Высшее. Окончила Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова в 2005 году

Рейтинг

Баллов: рейтинг4272 Место: место2021 (Подробнее)