СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 1: «Избрать качество огня своего»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Избрать качество огня своего»

Летом 2013 года я принимала участие в конкурсе «Педагогические диалоги. Диалог с Ш.А. Амонашвили», который организовала МАН «Интеллект будущего» города Обнинск. Участники заочного конкурса затем были приглашены на очный Всероссийский форум «Образование: взгляд в будущее», где мы могли лично познакомиться и пообщаться с Шалвой Александровичем Амонашвили. По его словам, он посылал нам «телеграммы». Все его телеграммы я записала на видео, которые я периодически пересматриваю, анализирую, приношу коллегам, чтобы посмотреть и подумать вместе над одной и единственной важной мыслью: что мы должны сделать и как, чтобы нашим детям было комфортно в школе, интересно на уроке, полезно в жизни.

На том форуме Шалва Александрович очень доступно сказал, что такое гуманная педагогика. «Гуманная педагогика – это не настоящее, и не будущее, и не прошлое – эта педагогика вечная. Один из ее принципов: дарите детям лучшие уроки; мы, учителя, рождены для детей, и если им нехорошо – ничего не годится. Поэтому учитель гуманной педагогики не ставит перед собой вопрос: разрешат мне это сделать или не разрешат, он делает так, чтобы детям было хорошо. Возможно, это не соответствует стандартам, но это учитель, который ломает стандарты, чтобы превзойти их, это элитарный учитель.

Гуманный человек – это умный человек, который ищет в себе связь с высшим, а учитель, если находится в этом поиске, принесет детям иначе обработанный познавательный материал, иначе обработанные стандарты, и себя будет предлагать в ином ракурсе. Ведь дети должны увидеть нечто: некий поток доброты, любви, возвышенных мыслей и т.д.»

Очень интересно Шалва Александрович говорит о роли учителя: «Учитель, который направляет – учитель высокого сорта, в отличие от учителя, который объясняет». А вот его совет был для нас: «Если вам что-то не нравится, не критикуйте, а найдите лучше. Вам не нравится работа вашей коллеги, не критикуйте – сделайте лучше!» Это те слова, которые у меня теперь все время лежат в записной книге, которые мне дают стимул двигаться дальше. Вернувшись после форума, я выступала на педагогическом совете и пыталась донести принципы гуманной педагогики до своих коллег. Часть учителей критиковали эти принципы, называя их утопией, оперируя тем, что результатом обучения в школе любого учащегося являются результаты ЕГЭ. Другие коллеги, напротив, говорили о том, что мы не должны прятаться за ЕГЭ, что, в первую очередь, мы должны думать о детях.

Не могу сказать, что сейчас, читая предложенные вами книги и книги, прочитанные ранее по гуманной педагогике, а также пообщавшись с Ш.А. Амонашвили, каждое мое общение с ребенком пронизано принципами гуманной педагогики, хотя я и прикладываю к этому много сил. Но авторитарная, традиционная педагогика все еще частенько руководит мной и моими действиями. Абсолютно был прав мой преподаватель в университете, говоря, что сложнее всего потом переучивать и переучиваться, именно тогда сильнее всего ощущаешь негативный результат своих (или чужих) ошибок. Вот и мне тяжело переучиваться. Если во внеклассной работе у меня получается следовать принципам гуманной педагогики, то в урочной деятельности ГИА иногда берут вверх.

Хочется надеяться, что мне хватит сил и упорства, уж если не стать «элитарным» учителем, то хотя бы быть учителем, который направляет, а не объясняет.

03.06.2018 08:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!