СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменения ФГОС основного общего образования
Со вчерашнего дня на портале
Меня, разумеется, в первую очередь интересует основное образование. Да, изменения в стандарте достаточно существенные.
Во-первых, стандарт законодательно закрепляет (а не декларирует, как раньше) единство образовательного пространства. На практике это будет означать, что, как и в советское время, ребёнок из любой школы любого региона страны сможет безболезненно переводиться в любую другую школу. Т.е. основные образовательные программы будут одинаковыми.
Во-вторых, индивидуализация образования также закрепляется стандартом и никуда мы от этого уже не денемся.
В-третьих, доступная среда. Всё, вопрос закрыт. По крайней мере, в данной редакции стандарта. Слепые, глухие, слабослышащие, слабовидящие, инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата и аутисты будут обучаться в обычных школах. Единственные, кого не нашла в стандарте - дети с ЗПР и вообще заболеваниями психического спектра (олигофрены, дебилы, имбецилы, болезнь Дауна и т.д.). То есть непонятно - тоже к нам или, всё-таки, в коррекционные школы. Меня этот вопрос интересует потому, что в моей школе как раз нет слепых и глухих, а вот ЗПР - 12 человек. НО. В новом ФГОС есть коррекционная работа.
И это, в-четвёртых.
В-пятых, появился пункт, в котором прямо говорится, что результаты государственной итоговой аттестации за курс основной школы являются основой для принятия решения о переводе учащегося на следующий уровень или в организацию профессионального образования. Вот только я не увидела чёткого указания, кто будет принимать это решение. Школе дали такие полномочия - не принимать в 10 класс того, кого и в девятом-то еле дотерпели и буквально за уши дотащили до аттестата? Или такое решение будут принимать родители. Всё-таки, на мой взгляд, здесь требуется более чёткая формулировка.
В-шестых, решение о введении второго иностранного языка принимает всё-таки школа, а не управление или департамент образования и не министерство. И только по запросу родительской общественности и при наличии возможности в школе. Также я не увидела требований по обязательному введению шахмат. А вот финансовую грамотность придётся вводить всем, кто ещё не ввёл. Потому что, несмотря на отсутствие такого предмета, требования к результатам освоения основной образовательной программы включают, в том числе, и хорошие знания в данной области.
В-седьмых. Моё любимое. Требования к рабочей программе учителя по предмету. Её содержание составят ВСЕГО два пункта: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета; 2) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. ВСЁ! Так и вижу слёзы радости на лицах тысяч педагогов. Никаких УУД, никаких содержательных разделов (разумеется, ведь всё это есть в стандарте и будет в основной образовательной программе школы). Поэтому, поднапряжёмся, в последний раз (тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) переделаем. Хотя что тут переделывать - выкинуть лишних 40 страниц и оставить ровно 2. Красота.
В-восьмых. В школу официально, закреплённым в стандарте, возвращается воспитание. Я знаю, что мы все и так занимались воспитательной работой. Но теперь она является частью ФГОС: причём патриотизм и гражданственность здесь отнюдь не главные. Упор делается на формирование социально значимых навыков: умение работать в группе, эффективная коммуникация, трудовые умения. Причём последние расписаны весьма и весьма подробно. И здесь ФГОС даёт щелчок по носу тем, кто с пеной у рта доказывал, что дети не должны мыть полы в школе, подметать улицы и чистить снег. Нет, стандарт прямо указывает, что всё это необходимо для адекватного воспитания и, более того, не ограничивает общественно полезный труд учащихся рамками школы, а требует участия детей в благоустройстве микрорайона, посёлка, в общем, территории проживания. Помните, как в нашем школьном детстве были еженедельные часы общественно-полезного труда и за них ставилась оценка в дневник? И не явиться на чистку снега или подметание тротуаров было позором.
Кроме того, программа воспитания подразумевает большее участие родителей, чем оно есть сейчас.
Ну и самое главное - во ФГОС появился, наконец-то, глубокий содержательный раздел по каждому предмету из обязательной части учебного плана. но об этом в следующей статье, и так много получилось. Но предварю самых нетерпеливых - да, обществознания в 5 классе больше не будет, а всё остальное - чуть позже.
https://zen.yandex.ru/media/pro_shkolu/izmeneniia-fgos-osnovnogo-obscego-obrazovaniia-5c9ee4fb7201b500b2fbac3c
© 2019, Кретова Светлана Борисовна 405