СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобретения Иоганна Себастьяна Баха — «Инвенции как путь изучения полифонии», «Символика и образный строй»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка развивалась на всем протяжении развития человечества и достигла небывалых высот, она способна отразить не только наши переживания, но и гармонию вселенной. Вот о такой музыке сегодня и пойдет речь, это музыка великого композитора Иоганна Себастьяна Баха, которая изначально не предназначалась для исполнения на концертной эстраде. А поговорим мы о специально написанных пьесах —для учебного пособия, которыми пользуются музыканты профессионально занимающиеся музыкой.

22 января 1720 года И.С.Бах начал записывать в нотную тетрадь пьесы для своего старшего сына, который впоследствии тоже стал композитором –это Вильгельм Фридеман. Это были примеры аппликатуры, таблицы украшений, небольшие пьески, а также совершенно новые пьески- новый жанр, 15 двухголосных пьес, которые назывались «Приамбулы» и 14 трехголосных пьес - назывались «Фантазии». Бах видимо настолько увлекся этим сочинением, что вскоре появляется вторая версия всеми известного сборника инвенций и симфоний. Слово инвенция во времена Баха не употреблялось, это слово взято из риторики –науки четкой, яркой и выразительной речи и означало «изобретение», «выдумка».

Инвенции, открывающие цикл пьес интересны тем, что все они основаны на материале темы. Бах пытался показать школу полифонических приемов, таких как: «зеркальное отражение», «секвенция», «двойное ритмическое увеличение». Это не единственные изобретения композитора. Для слушателей времен Баха инструментальные произведения были не чистой музыкой, а наполнялись конкретными образами. Все это осуществлялось за счет музыкально-риторических фигур. Этими приемами пользовались практически все композиторы той эпохи. Если хочет композитор выразить радость, то интервал большая секста например, выражала символ вздоха, а малая секста - вздох печали или горести, скачок на октаву – это был символ спокойствия. В то время люди трепетно относились к вере и Бах был очень религиозным человеком. Все прихожане в церкви знали, что все эти фигуры обозначали (полет ангелов или колокольный звон).

Первая инвенция написана в тональности До мажор, в то время - это символ особой чистоты, благополучия и благовещенья. Следующая инвенция написана в одноименном миноре – это до минор, образ земной и печальный.

Тип мелодии следующей инвенции ре минор — встречается во многих произведениях Баха и содержит внутренний контраст. Мерные и плавные мелодии сочетаются широкими интервальными ходами, скачками, на октаву, на уменьшенную септиму, некоторые исследователи считают, что эта инвенция -образ «змеи искусителя».

Инвенции в то время были написаны для клавишных инструментов и все они носили обобщенное название «Клавир». И существовало три основных инструмента –«Клавесин», «Клавикорд» и «Орган».

Инвенция №5 могла быть написана для клавесина, а он обладал игрой звучной и блестящей, динамические оттенки нельзя было изобразить, а вот форте и пиано звучало контрастно. В этой инвенции можно услышать образы радостной толпы и восклицания, написана она в тональности ми ь мажор и в то время это была тональность для образа триединства –«Троицы».

Инвенция №6 - ми мажор похожа на двухголосную песню, это небольшая пьеска написанная для флейты и виолончели. Она грациозная, нежная, изящная и полна своеобразного очарования.

Следующая инвенция №7 – ми минор, можно предположить, была написана для инструмента клавикорда. Этот инструмент был практически в каждой семье, т.к стоил недорого, в отличии от клавесина. Он обладал небольшим размером и его можно было легко взять с собой в дорогу, но исполнение на нем разительно отличалось от клавесина - принцип звукоизвлечения был другим – звук хоть и обладал вибрато, но очень тихо звучал и предназначался больше для домашнего музицирования.

Инвенция №8 напоминает по своему образу и содержанию «GLORIA», что в переводе – «Слава» из мессы си минор И.С.Баха. Тема пробегает вверх и стремительно опускается вниз. Такой образ похож с полетом ангелов.

Инвенция № 9 – фа минор пронизана возвышенной печалью, в мелодии идет нисходящее движение. Эта инвенция ассоциируется с очень горестным и печальным образом – размышление о предстоящем страдании Христа.

Следующая инвенция написана предположительно для клавесина. Звук на этом инструменте был отрывистым, на нем блестяще звучали пьески с непрерывной равномерностью движения. Написана в жанре старинного итальянского танца «Жига».

Бах ни разу не побывал за рубежом и не был в Италии, а тогда было принято всем людям искусства обязательно раз в жизни побывать в «Стране муз». Он путешествовал из города в город по северу Германии. Практически всю свою жизнь И.С.Бах проработал как церковный органист, он сочинял духовную музыку к церковным службам и прославился при жизни как исполнитель - виртуоз на органе

Следующая инвенция №13 –ля минор написана в жанре одного из популярных танцев эпохи Барокко – «Аллеманда». В то время все немецкие пляски называли –«аллемандой». Этот танец имел торжественный характер, величавую поступь и обычно им встречали важных господ, которые приезжали в город. В конце 16 века этот танец перешел на бал и особенно популярным стал во Франции. И французская аллеманда стала популярным и модным танцем Европы. Тяжеловесный шаг превратился в легкий и она приобрела некоторую изысканность, но все равно осталась танцем-шествием и приветствием.

Инвенция си бемоль мажор схожа с образами инвенции №8, с полетом ангелов и перезвоном колокольчиков, это светлые образы небесных сфер.

И.С.Бах своим детищем считал фугу. А фуга это сложное многоголосное произведение, написанное по определенным законам. Написал фуг очень много и закончил свой творческий путь написанием труда - «Искусство фуги». Это учебник полифонии для профессиональных музыкантов. Бах жил тихой и скромной жизнью –«Добивайся своей цели и не досаждай другим», такие слова приписывают ему. Успехи не кружили ему голову, он всегда оставался скромным и трудолюбивым человеком. Однажды, в одном городе он исполнил соло на педали органа, а педаль органа это такая клавиатура для игры ногами, их в органе может быть от 5 до 32. Это очень сложное исполнение даже для того времени и Бах просто поразил всех своей игрой. Когда его спросили «Как же Вы достигли такого совершенства?», он ответил – «Мне пришлось усердно заниматься». Так что, дорогие наши ученики, мы всем вам желаем: « Усердно трудится», «Любить музыку», и тогда вы виртуозно и профессионально будете играть на своих музыкальных инструментах!

Симагина Равиля Кяримовна, преподаватель, заведующая отделением народных инструментов

16.09.2020 17:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!