Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Дисциплина «Русский язык» – одна из фундаментальных основ образовательного учреждения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим образовательным дисциплинам. Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения обучающихся.
Центральное место в изучении русского языка занимает грамматика, состоящая из двух взаимосвязанных частей – морфологии и синтаксиса. Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6, 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения только в 8 и 9 классах, однако первоначальные понятия синтаксиса и пунктуации вводятся еще и в 5 классе, что позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками обучающихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено познавательно-практической направленностью предмета и возможностями компетентностного подхода, который обеспечивает формирование универсальных учебных действий у обучающихся в дальнейшем. Значит, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам. Рассмотрим систему заданий, с помощью которых формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД:
- Задание «Определить часть речи». Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова. Ведро дало течь, и вода стала течь. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез. Снежное покрывало покрывало все поле. Ветер стих. Я прочитал стих. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик. В ходе выполнения данного задания у обучающихся формируется умение сформировать перед собой проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Задание-игра «Кто больше?» Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться, изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.). В ходе выполнения данного задания у обучающихся развивается не только внимательность и умение конкурентноспособности, но и умение планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
- Задание «Дополнить предложения прилагательными». Обучающиеся работают в группах по 4 человека и выполняют задание, проявляя свои личностные качества, при этом после выполнения предложенного задания они должны выбрать одного из группы, чтобы тот смог ответить: Вариант 1. Однажды зимой мы отправились в лес. В (…) бору было тихо. Все покрыто (…) снегом. В (…) воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…) инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…). Вариант 2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт. В ходе выполнения данного задания обучающиеся показывают свои навыки работы с текстом и лидерские качества.
- Задание. Выпишите словосочетания в две колонки: а) с причастиями; б) с прилагательными: Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс. Данное задание позволяет не только находить и отличать причастный оборот от обычного определения, но и обеспечивают возможности сотрудничества среди обучающихся: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
- Задание «Эссе». Напишите сочинение-рассуждение объемом не менее 70 слов на одну из предложенных тем: 1. «Осенний день клонится к вечеру. 2. Мой любимый питомец. 3. Скука. 4. За окном вечер. Для написания данной работы используйте изученные вами односоставные предложения. В ходе написания эссе у обучающихся формируется определенная система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
- Задание. Выписать из сложноподчиненных предложений главную и придаточную части, предварительно поделившись на группы (1 группа – главная часть, 2 группа – придаточная часть): 1) В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила. 2) Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу. 3) Когда включили свет, комната оказалась большой и нарядной. 4) Наконец он признался мне, что пишет большую поэму. 5) Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты. 6) Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли. 7) Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть. 8) Чтобы вообразить Верину жизнь нужно перенестись на четверть века назад. В ходе выполнения данного задания обучающиеся формируют социальную компетентность с учетом позиции других людей, партнеров по коммуникации или деятельности; умение слушать, вступать в диалог и поддерживать его; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками образовательного процесса.
Таким образом, проектирование изучения грамматики как средства формирования УДД – дело не простое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, так как общество требует человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Именно, дисциплина «Русский язык» выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем образовательным дисциплинам. Ни одна образовательная проблема не может быть решена, если обучающийся плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. Следовательно, модернизация российского образования ставит перед каждым преподавателем образовательной организации задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут обучающимся стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.