СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Хамелеон» (1884) и рекомендованные (программами В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова) для самостоятельного чтения «Злоумышленник», «Размазня», «Смерть чиновника» по своей жанровой природе – юмористические рассказы - миниатюры, с принципиально новой формой повествования, приближенной к микропьесам. "Это скорее сцены, в которых гораздо важнее разговор персонажей или их мысли, чем сюжет. Тема и положение раскрываются… обычно не автором, а самими действующими. лицами. Автор как бы отходит в сторону, предоставляя своим персонажам говорить и делать то самое, что они привыкли и считают нужным", – так обозначил структуру чеховского юмористического рассказа Б. М. Эйхенбаум.
Жанровая «обязанность» рассказа – через событие показать характер героя. У Чехова меняется и отношение к событию, и сам характер события. Событие теряет свою значительность, превращается в "несобытие", в рамках которого занимательно проступает нравственно - психологическое самораскрытие героев, их поведение в грустно - смешных несообразностях.События заурядны, композиция пружинистая, финалы трагикомичны.
Читатель "задействован" в сотворчестве с писателем: дорисовывает, додумывает, досказывает. Учащиеся при изучении рассказа "Хамелеон" должны усвоить не только идейно - тематический комплекс рассказа, но на его примере и неповторимо - индивидуальную, единственную в своем роде структуру чеховского повествования. Чехов по - своему видит жизнь, ведет ее отсчет, дает свое измерение событиям. Объектом художественного наблюдения и исследования в "Хамелеоне» становится холопство. В чеховских рассказах оно многолико. Одна из граней его и, пожалуй, самая страшная и социально - опасная – в "Хамелеоне". Это сочетание и проявление, в зависимости от обстоятельств, в одном человеке холопа и самодура. От решения вопроса: "Что мне сейчас выгодно?" – зависит, кто победит в человеке – лакей или деспот. Этот тип человеческого поведения Чехов заклеймил одним словом: хамелеонство, которое впоследствии получило расширительное толкование, оно стало означать всякое приспособленчество.
Все компоненты рассказа от заглавия до мельчайшей детали "мобилизованы и призваны" высмеять хамелеонство. Ведь это юмористический рассказ. Удается ли Чехову это сделать на трех страничках текста? Удается. Почему? Отвечая на вопрос, учащиеся должны увидеть, с одной стороны, структурную простоту чеховского рассказа, с другой – емкость каждой повествовательной единицы. Во - первых, емкость сюжета, умение писателя в небольшом по объему, несложном по характеру сюжете – отразить сложный жизненный материал, воплотить глубокий смысл.
В рассказе "Хамелеон" сюжетное действие складывается из смены психологических состояний персонажа. Причем социальное, материальное, служебное положение центрального персонажа рассказа, Очумелова, не меняется, меняется его психологическое состояние: "От деспота к рабу и от раба к деспоту – таков путь превращений Очумелова"[3,с.23]. Что же стало причиной этих превращений, что мотивирует их? Поединок со щенком. От сиюминутно меняющегося "ценза" собаки (бродячая или генеральская) зависит отношение к ней Очумелова: прямой и грубый переход от бесстрашия ("истребить") к страху и лести ("собачонка ничего себе. цуцик этакий."). Какова функция Елдырина в превращениях Очумелова? Елдырин своими предположениями "провоцирует" хамелеонское поведение полицейского надзирателя. Выражает ли Чехов прямо свое отношение к Очумелову? Нет, писатель не любит открытых характеристик и оценок в "лоб".
Выявляет скрытое отношение Чехова к происходящему, к персонажам система художественных деталей. Учащиеся в соответствии с программой впервые знакомятся с этим термином. Что такое художественная деталь? Художественная деталь – конкретная частность, которая, участвуя в общем процессе типизации, проявляет себя как микрообраз. Действие ее основано на принципе parts pro toto (часть вместо целого): часть целого, способная сказать обо всем целом, заменить собой ряд опущенных, неназванных подробностей, штрихов, черточек. Деталь – любимый художественный прием Чехова, об этом свидетельствуют многочисленные высказывания писателя, многие из которых стали хрестоматийными, к примеру, ружье, упомянутое в описании, должно выстрелить.
Задача учителя – показать изобразительно - выразительные возможности детали, раскрыть своеобразие этого художественного приема у Чехова, подчеркнуть жанрообразующую функцию детали. Деталь в "Хамелеоне" многофункциональна. Она выполняет сюжетно - композиционную функцию, психологическую (выявляет скрытые импульсы состояния героев), изобразительно - выразительную и при этом всегда эмоционально - оценочную. Многофункциональная емкость чеховской детали – мостик для читателя в глубины текста. В рассказе две опорные ключевые детали, на которых по существу держится событие. Это шинель Очумелова и окровавленный палец Хрюкина. Они ведут событие от завязки до развязки.
В начале рассказа новая шинель Очумелова и окровавленный палец Хрюкина объединяются, они знаменуют силу, власть, победу над белым борзым щенком со слезящимися от страха и ужаса глазами. Они «властны» сорвать куш с хозяина собаки, а собаку истребить. Во время "следствия - дознания" палец, победно поднятый вверх, остается неопровержимым доказательством преступления собаки и ее неведомого хозяина, а шинель Очумелова (в жестах снимания и одевания) активно демонстрирует приспособленчество полицейского надзирателя. Когда "следствие" получает вторичное подтверждение принадлежности собаки генералу, отпадает необходимость в "вещественном" доказательстве: "А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!". Шинель же снова обретает статус власти, а полицейский надзиратель – свою самоуверенность: "Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади". Помимо рассмотренной сюжетно - композиционной функции, эти детали "дорисовывают" предысторию и характеры персонажей. Указание на то, что шинель у Очумелова новая, дает основание предположить о его недавнем продвижении по службе и отсюда понять его ретивое усердие заставить всех, в том числе и "прочий бродячий скот", "подчиняться постановлениям".
Окровавленный палец Хрюкина не мог быть результатом безобидного поведения пьяного мастера в отношении собаки, чтобы вдруг та "ни с того, ни с сего за палец.". Окровавленный палец Хрюкина – свидетельство его агрессивности к собачонке, которой пришлось защищаться, и здесь, пожалуй, небезоснователен глубокомысленный вывод Очумелова: "Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила!". Тут же не преминуло поступить из глазевшей толпы свидетельство очевидца: "Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха". Но даже если бы не было этого свидетельства из толпы, окровавленный палец уже создал образ "вздорного" Хрюкина. У Чехова "нет лишних подробностей, всякая или нужна или прекрасна" (Л.Н.Толстой). Эта реплика из толпы необходима для того, чтобы на нее ответил Хрюкин и раскрыл еще одну грань своего характера: наглость лгуна, беззастенчиво пытающегося "узаконить" свою ложь лестью Очумелову ("их благородие умный господин"), знанием правовых законов ("нынче все равны"), авторитетом родственника - жандарма ("у меня самого брат в жандармах. ежели хотите знать").
Предлагаем учащимся привести примеры "нужных" и "прекрасных" деталей. В поле зрения учащихся должны войти детали: конфискованный крыжовник, узелок. О чем говорят эти детали? Как они характеризуют служебную деятельность блюстителей порядка Очумелова и Елдырина? Честно ли те выполняют свой служебный долг, извлекая для себя под знаком грозной операции – "конфискации" маленькие "безгрешные" доходы в виде решета с крыжовником и узелка, отобранных, должно быть, у какой - нибудь старухи.
Завершаем обсуждение рассказа "Хамелеон" системой вопросов. Что означает слово "хамелеон"? Как связано заглавие рассказа с сюжетом? Как построен рассказ? Если учащиеся затрудняются с ответом, подсказать, – в форме выдуманной сцены, но приближенной к жизни, типичной для жизни. Кто ведет повествование в рассказе? Почему Чехов в характеристике персонажей использует художественную деталь, а не пространные описания? Какова окраска чеховских деталей? Можно ли по ним определить отношение автора к персонажам, несмотря на беспристрастный, "нейтральный" тон повествователя? В качестве творческого задания рекомендуем составить монтаж кадров для "экранизации" рассказа. Это упражнение полезно не только для усвоения идейно - тематического содержания рассказа "Хамелеон", но и для развития жанрового мышления школьников.
© 2020, Гусева Анастасия Андреевна 799