СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Издевательства, которые имеют место онлайн или в реальности, относятся к самым серьезным проблемам ребенка. Хотя в разных странах частота этого явления неодинакова, с этой широко распространенной проблемой, воздействующей на значительную часть детей, выступающих в качестве жертвы, обидчика или наблюдателя, можно столкнуться в любой стране мира.
Данные о случаях, типах и последствиях издевательств собираются с 1970-х годов с помощью обследований домашних хозяйств и школ. С 2003 года в 85 странах мира проведено глобальное исследование здоровья школьников 13–15 лет, которое содержит отдельный модуль, посвященный издевательствам.
Исследование поведения детей школьного возраста в отношении здоровья, которое проводится с 1985 года, содержит вопросы об издевательствах и охватывает детей в возрасте 11, 13 и 15 лет; сегодня исследование проводится в 45 странах.
Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования, в состав которого входят вопросы детям об издевательствах, с 2011 года проведено в 46 странах.
Стандартное, принятое на международном уровне определение, описывающее характеристики издевательства, или сводная информация о тяжести и частоте поступков, характеризующихся как издевательства, отсутствуют.
Исследования, которые проводятся на сегодняшний день, изучают проблему в различных возрастных группах, временных периодах и в связи с разными типами поведения. Используемый ими несогласованный подход и разнонаправленные системы оценки затрудняют анализ распространенности явления в глобальном масштабе и подготовку точных, согласованных и репрезентативных оценочных данных.
Как отмечается в докладе ЮНИСЕФ, для издевательств характерно следующее:
Согласно докладу, основанному на результатах и данных трех национальных исследований, к самым распространенным формам издевательства относятся:
Жертвами издевательств чаще всего становятся самые младшие дети, и они же больше всего страдают от последствий издевательств.
Несмотря на то, что по мере взросления преследование со стороны сверстников ослабляется, ущерб, нанесенный ребенку ранее, не всегда остается в прошлом, и модель поведения детей может сохраниться и в более взрослом возрасте. По данным исследования, многие случаи агрессивного поведения включают в себя акты прямого и косвенного возмездия.
В рамках проекта «Жизнь молодежи», который предусматривал наблюдение за 12 тыс. детей во Вьетнаме, Индии, Перу и Эфиопии в течение более чем 15 лет, детей спрашивали об их опыте, связанном с издевательствами, в возрасте 15 лет, а по достижении ими 19-летнего возраста оценивали последствия такого опыта.
Исследование показало, что чаще всего встречаются косвенные и социальные типы издевательства, такие как унижение и исключение из социальной группы; кроме того, довольно распространенной формой издевательства является вербальная, в то время как физические издевательства встречаются реже всего.
По данным исследования, риск подвергнуться физическому или вербальному преследованию гораздо выше для мальчиков, в то время как девочки чаще подвергаются издевательству в косвенных формах или издевательствам социальной направленности. Установлено, что дети из бедных семей и дети, не посещающие школу, чаще подвергаются издевательствам.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 58