СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личности на примере А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества значительно возросла роль личности в социальном прогрессе. В этом одна из основных причин повышенного внимания к проблемам личности. В своей работе я попытаюсь рассмотреть влияние микросреды и общества на формирование личности на примере А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя таких ярких и не похожих, но одинаково значимых людей нашей культуры. Кем могли стать эти люди, узнал бы мир А.С. Пушкина и Н. В. Гоголя родись они не в том месте и не в то время?

Анализ личности А.С. Пушкина

Таким образом, проанализировав различные факторы, влияющие на формирование личности можно сделать вывод о том, что личность А. С. Пушкина стала развиваться в раннем детстве. Очень большое влияние на становление его характера, его творческого потенциала оказала няня: Арина Родионовна, как говорится в биографиях поэта, она заменила ему семью, а периодами друзей и общество. Для А. С. Пушкина няня становилась самым близким и самым родным человеком, который умеет раскрасить его мир в самые яркие цвета. Она всегда была справедливой – и когда хвалила, и когда журила. Тем самым она учила его честности и справедливости. Именно няня закладывала основы будущих успехов литературного гения.

Хотя как показывает практика и углубленное изучение данного вопроса, люди воспитанные нянями и не имеющие материнского тепла боле склонны к психоэмоциональным проблемам. Им сложнее адаптироваться, они чаще страдают от зависимостей и протестного поведения. Быть может, получив чуть больше материнского тепла в детстве, характер А.С. Пушкина не был бы таким взрывным и вспыльчивым. Психика Пушкина уже с детства носила неустойчивый характер. Он мог легко от веселья перейти к крайнему раздражению, и, наоборот, после милой и остроумной беседы наброситься на обидчика с резким выпадом, доходящим до дуэли. Дуэли сопровождали Пушкина всю жизнь. Нервический характер его, буйство страстей и

4

огромное самолюбие не останавливали его перед опасностью. Поэт постоянно задирался,

не внимая советам друзей, не интересуясь умением противника стрелять и, не особо ценя собственную жизнь. По этому поведению Пушкина можно сделать вывод о беспокойной, порывистой природе гения, который не находит в себе центра тяжести между противоположностями того психического дуализма, которым одарили его предки по материнской линии. Его характеру свойственно и чувство глубокой обиды, что также отмечали все друзья и современники поэта. Любое непонравившееся поэту слово вызывало в нем взрыв негодования и крайнее недовольство. Иногда обиды и просто оскорбления были реальными. Пушкин резко переживал все это, преследовал своего обидчика, не оставляя его без наказания.

Исследователи жизненного и творческого пути Пушкина единогласно сходятся в одном: «Он был человеком без детства» [6,с.13]. Ни в одном своем стихотворении он не упомянул отца или мать, теплые воспоминания о детской поре относились или к бабушке Марии Алексеевне, или к няне Арине Родионовне, которые любили мальчика и окружали его заботой и лаской. «Мать с отцом относились к сыну равнодушно, холодно. Он был крайне самолюбив, а родители часто грубо оскорбляли его самолюбие, смеялись над ним; он не прощал этого, замыкался, жил своей жизнью. Родители тяготились им, а он тяготился родителями и думал лишь об одном: как бы вырваться из родительского дома, где так много мелочных дрязг, унижений, внешней пышности и мелочных расчетов малодушного и ленивого отца» (Б. Шатилов. Пушкин). «Заменой мира детства, мира, к которому человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, мира, в которой он узнает, что доброта, сочувствие и понимание — норма, а зло и одиночество — уродливое от нее отклонение, для Пушкина стал лицей»[там же]. Шесть отроческих лет, проведенных в лицее, были для него поистине счастливым временем. «Представление о лицее как о родном доме, о лицейских учителях как о товарищах, а о лицеистах как братьях окончательно оформилось в сознании поэта в середине 1820-х годов, когда лицейские воспоминания уже слились в картину далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета, преследовавшие поэта, заставили его искать опору в воспоминаниях.» [там же]. Счастливым можно считать и время, когда молодой поэт служит в Коллегии иностранных дел: он спешит окунуться в праздную, светскую жизнь, встречается со старыми друзьями, заводит новых, много пишет, бывает в театрах, принимает живое участие в общественной и литературной жизни. Он полон творческих замыслов.

По мере того, как мы читаем стихи Пушкина в хронологическом порядке, перед нами все более широко открывается тот мир, который окружал его в лицейские и последующие годы, проходят образы реальных людей, с которыми он общался в каждый период жизни, картины окружавшей его природы, исторические лица и события тех лет, чувства и переживания, которые сменялись в его душе, владеющие поэтом на разных отрезках его жизненного пути. И это как нельзя лучше доказывает нам, что формирование личности это не одномоментное независящее не от чего событие, а сложный процесс, занимающий всю жизнь и формирующийся под влиянием не только внутренних качеств человека, но людей, и событий окружающих его жизнь.

Анализ личности Н.В. Гоголь

Сын писателя Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского и Марьи Ивановны, Гоголь от природы унаследовал выдающейся литературный талант и впечатлительную, восприимчивую натуру. Принадлежность Николая Васильевича Гоголя к малороссийской народности и время рождения с детства оказывали существенное влияние на его миросозерцание и писательскую деятельность. Его отец,– автор нескольких комедий из малорусского быта, обладавший веселым и добродушным характером, питавший сильную страсть к театру и к литературе, несомненно, оказал при своей жизни весьма благотворное влияние на развитие литературного таланта своего сына и на образование его симпатий.

Но в это время как отец мог оказать и, несомненно, оказал благотворное влияние на развитие литературного таланта своего сына, религиозно-настроенная и в высшей степени набожная мать и бабушка оказали сильное влияние на образование нравственной личности Гоголя. Они постарались в своем воспитании положить прочное основание христианской религии и доброй нравственности. И впечатлительная душа ребенка не оставалась глухой к этим урокам. Гоголь впоследствии сам отмечает это влияние матери на свое развитие. Уже в раннем детстве в Гоголе пробудилась пламенная жажда нравственной пользы, которую он мечтает оказать человечеству. Его бабушка Татьяна Семеновна рассказывала ему о лестнице, которую спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего. Впоследствии образ лестницы часто появляется в его произведениях. [7,с.13]

Николай рос болезненным и хилым ребенком. Он был необыкновенно слаб и худ. Характера, как отмечает его дальняя родственница С.В.Скалон, он был серьезного и до того задумчивого, "что это чрезвычайно беспокоило мать». И в то же время Никоша, как называли его домашние, был капризен и избалован, являясь первенцем и любимцем матери. Неумеренное обожание матерью, залюбленность, породила в нем крайнее самомнение и преувеличенную оценку своей личности. Позднее Гоголь сам сознал эту крайность материнского воспитания. „Вы употребляли все старание,– пишет он в одном

из писем матери,– воспитать меня как можно лучше; но, к несчастию, родители редко

бывают хорошими воспитателями своих детей. Вы были тогда еще молоды, в первый раз

имели детей, в первый раз имели с ними обращение, и так могли — ли вы знать, как должно приступить, что нужно? Я помню: я ничего сильно не чувствовал, я глядел на все, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне».

Но неожиданная смерть брата поразила Николая, он был безутешен и всё рвался на могилу к Ивану. И, чтобы отвлечь Николая от смерти брата, родители спешно отвезли его в Полтаву. Осенью 1820 года в г.Нежине открылась Гимназия высших наук, и в мае 1821 года Гоголь вступил в неё. [8,с.23]

Очень несладко пришлось Гоголю в Нежине, особенно на первых порах. Письма первого года его учения полны слезами, грустью, жалобами и просьбами высылки денег. Вот характерная цитата из письма 1821 года (от 14 августа): "Мне сделалось так грустно, что всякий божий день слезы рекой льются, и сам не знаю отчего, а особливо, когда вспомню о вас, то градом так и льются." А плакать было от чего. Самые жестокие существа - это дети. Первые годы в Нежине он жил в атмосфере постоянных издевательств и презрения со стороны гимназистов. Он был изгоем среди них. Его не принимали в игры, в умственные собеседования и предприятия амурного характера.

Внимательное изучение биографии Гоголя за детский и юношеский период, говоря лишь о зачатках будущего Гоголя, не дает, однако, ясного представления и указания на величину и грандиозность таланта писателя, на ту цельность мировоззрения и ту внутреннюю борьбу, которую пережил он впоследствии. Впрочем, биографические сведения этого времени, дошедшие от современников и товарищей юного Гоголя, довольно скудны. Результатом оконченного в 1828 школьного периода был слабый научный запас знаний, недостаточное литературное развитие, но в то же время уже богатый запас наблюдений, стремление к литературе и народности, неясное сознание своих сил и своего предназначения.

Его ненависть ко всему пошлому, самодовольному, ничтожному была яркой чертой проявления его характера. И Гоголь, действительно, ненавидел все это, насколько только мог, и преследовал пошлость с особою страстью, преследовал всюду, где только находил ее, и преследовал так, как только может преследовать меткое, едкое слово Гоголя.

1831 год стал для Николая Васильевича Гоголя знаменательным. Он лично знакомится с А. С. Пушкиным, который впоследствии играет важнейшую роль в его писательской жизни. В это же время (1831—1832 годы) пришла к нему литературная известность и признание его как автора. Случилось это после написания и выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Рассмотрев основные поворотные события жизни Н.В. Гоголя с большой долей уверенности мы можем утверждать, что его психическая предрасположенность вкупе с преследовавшим его вынужденным одиночеством (вспомним хотя бы годы, проведенные в Нежине) толкали Гоголя к самоуглублению, к отвращению от реальной жизни, отъединению в своём творчестве от внешнего мира. "Всегда один и один - это даёт со временем двух",- говорит Ницше в своём "Заратустре". [9,с.40] Сам Гоголь как-то в письме заметил: "Для меня нет жизни вне моей жизни.". Поэтому-то наружные формы в произведениях Гоголя и сводимы к единому источнику - душе самого Гоголя.

18.10.2018 07:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!