СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кадровый потенциал школьной организации. Часть 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности проживания на острове могут состоять в поиске работы, чтобы обеспечить себе (и семье, если вы с семьей) сносное существование в течение нескольких лет. Здесь этого вполне можно достичь с помощью труда, образования, высокой квалификации. Пусть в вашей сундуки окажутся предметы из круизного багажа, которые бы убедительно свидетельствовали о вашем образовании, профессии и уровне квалификации. Вам придется обосновать выбор каждого предмета, чтобы другие участники убедились в том, что вы не загружаете шлюпку лишним грузом».

На каждом этапе игры, происходящем как решение творческой задачи, ведущий занимает разные позиции и выполняет различные функции. На этом этапе он - источник, сообщающий условия игры и организует ее проведения посредством выдачи необходимых сведений.

Второй этап игрового действия представляет собой актуализацию прежнего опыта и перебор известных вариантов решения трудных профессиональных и жизненных задач.

Участники записывают в бланках перечень предметов, затем сообщают об этом другим, обосновывая свой выбор. Они отвечают на вопросы других участников игры, если тем понадобится что-нибудь уточнить. Информация, которую сообщают об игре, достаточно проективная. Ведущему стоит быть готовым предоставить им в случае необходимости поддержку в виде положительной интерпретации, если со стороны других он встретит ироническое или недоброжелательное отношение.

После этого происходит изменение условий игры. На этапе перебора вариантов и дискредитации бывшего жизненного и профессионального опыта будут и другие изменения условий. Содержание этих игровых действий заключается в снятии внешних сопротивлений и стимулировании максимальной ориентации участников на внутренние ресурсы - профессиональные, коммуникативные, адаптивные.

Ведущий сообщает: «При посадке в шлюпки оказалось, что их меньше, чем ожидалось. (Участники в этом месте позволяют себе комментарии об отечественном способ организации любых дел.) Поэтому на борт можно взять только один предмет из своего перечня и положить его в общую сундук».

На отрывной части бланка пишется название выбранного предмета. Затем с помощью жеребьевки указанные предметы достаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы разочарования или радости. Предметы случаются самые разные: деньги, украшения, деловой костюм, томик Шекспира или словарь, перочинный нож, аптечка, огнетушитель, чужие документы и многое другое. Цель этого игрового этапа - ориентация участников в игровой действия, которые разворачиваются дальше, что стимулирует возникновение опоры на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы. Для этого остается все меньше внешних примет профессии, происходит дискредитация внешнего образа профессионального поведения.

Для усиления ориентации участников на внутренние профессиональные и личностные ресурсы служит следующее игровое задание. Участникам предлагается сказать о том, как они собираются на бирже труда сообщить о своем намерении работать и в какой должности.

Ведущий объясняет: «По просьбе пострадавших с вами встречаются представители муниципалитета острова и биржи труда. Они готовы выслушать ваши пожелания относительно того, какого рода работу вы хотели бы получить. Скажите также о своих пожеланиях по поводу оплаты труда: на что, по-вашему, ее должно хватать».

Участники сообщают о своей квалификации, запросы и пожелания. Желательно, чтобы они сообщили о том, как предполагают использовать свое образование и квалификацию.

В этом эпизоде игры интерес представляют несколько моментов. Заметное общее желание участников приспособить среду к себе. В их пожеланиях о работе и зарплате просматриваются попытки диктовать условия. Заметно, что они не очень хорошо представляют себе картину окружающего мира, которая изменилась, и почти не пытаются ее прояснить. Только один участник один раз спросил, что больше всего могло бы пригодиться этим людям из того, что они умеют делать. Обсуждалась возможность нарушения закона, относилась под сомнение необходимость неукоснительного следования моральным нормам. В связи с этим можно обратиться к наблюдению К. Муздибаева, приведенного им в своей монографии «Психология ответственности»: «Когда голод и нищета угрожают жизни, для многих индивидов принципиальность и справедливость, жертвенность и милосердие отодвигаются на второй план. Все это толкает людей на нарушение норм закона и принципов распределения благ, порождает иррациональную потребительское поведение, а в конечном итоге приводит к дезорганизации общественной жизни - катастрофы правопорядка и морального воздержания ». Мы дважды наблюдали, как в группах, состоящих из одних девушек, подробно обсуждалась возможность проституции как средства зарабатывания денег. Возникает также проблема переживания необходимости выполнения работы ниже своей квалификации, к чему участники, как правило, не бывают готовы: работа в розничной торговле или благоустройство городских улиц для многих считаются неприемлемыми даже в условиях необходимости выживания. Приемлемыми такого рода занятия оказывались для девушек, которые проживали в рабочем районе и рассказывали о своем опыте мелкоррозничной уличной торговли и работу уборщицами в своей школе.

На этом этапе игры ведущий выступает не только в роли информатора, но и в роли эксперта. От него потребуются знания по лингвистике, страноведению, морского дела, международного права, трудового законодательства. Когда участникам становится понятным сомнение других в реальности выполнения предложенного, они обращаются к ведущему за подтверждением своей правоты или с претензиями типа: «Ну вы же сами сказали, что.» и т.п.

Третий этап игры связан с дискредитацией прежнего опыта участников игрового занятия.

С этого момента заканчивается когнитивный этап занятия и начинается эмоциональный. Участники неожиданно для себя сталкиваются с тем, что стоит и значимое для них может быть никому не нужным в условиях которые изменились. Один из участников как-то прямо заметил, что игра дает возможность отличить свои истинные ценности от ложных, «наносных».

Ведущий продолжает: «После некоторой совещания на основе анализа рынка рабочей силы и вакансий представители администрации и служащие острова и биржи труда сообщают, что они могут дать работу в таких сферах (туризма на острове нет):

  • розничная торговля на улице и общественное питание (может быть и то и другое вместе)
  • благоустройство города, строительство и ремонт дорог;
  • автосервис
  • социальные службы при церквях - работа с социальным дном (без оплаты с предоставлением питания и проживания в монастыре)
  • переработка морских продуктов (сезонная работа);
  • работа на станциях водоочистки;
  • обучение в женской тюрьме несовершеннолетних будущих мам по уходу за ребенком (для многих из них ребенок не является желанным)
  • несколько вакансий в похоронном оркестре».

Получение этой информации сопровождается переживаниями разочарованием, отчаянием, апатией. Оказывается аутоагрессия в виде иронии или самоуничтожения («Размечтались!»), говорится о возможности «повеситься» при таком жизненном раскладе. Этот этап игры, на котором «раздевают» и «отнимают», связанный с переживанием личностной несостоятельности, невозможности самореализации. Однажды во время проведения игры среди психологов обсуждалась проблема принятия другого человека в связи с тем, что стали говорить о своей неготовности работать с людьми социального дна, выражалось сомнение в своей профессиональной состоятельности. Как мы заметили позже, проблема принятия другого появляется на этом этапе игры почти всегда.

Со стороны ведущего здесь нужна мощная вербальная и невербальная поддержка участников. На всякий случай ему следует быть готовым к принятию групповой агрессии на себя. Мы считаем это важнейшим условием перевода эмоций участников в другое, позитивное русло. Это этап созревания для создания нового, преобразующего знания о себе. Ведущий должен распознавать то, что происходит в группе, и вовремя реагировать на это. На глазах меняются роли участников, сила и направленность их защиты и проявлений агрессии, становятся другими способы преодоления трудностей. Здесь же возможен отказ от дальнейшего поиска выхода с обвинением ведущего в том, что он не оправдал их ожиданий на приятное времяпрепровождение.

«Наиболее яркой иллюстрацией неспособности решать жизненные задачи, - говорит К. Абульханова-Славская в своей работе «Стратегия жизни», - есть два феномена: уход и перекладывание ответственности». Ведущий на этом этапе не сообщает информацию и не выступает экспертом по различным вопросам. Его основное назначение в этот период игры - выполнять роль психотерапевта. Осуществляемая им психотерапевтическая поддержка может оказываться, например, в подтверждении прав участников на агрессию. Другим проявлением психотерапевтической поддержки может быть опека в форме декларируемой готовности разделить ответственность за происходящее. Со стороны ведущего получается усиленной положительная обратная связь, в основе которого лежит его вера в потенциальные возможности участников решить проблемно-конфликтную ситуацию.

Четвертый этап игрового действия связан с инновацией, рождением нового знания и положительного социального опыта. Это этап, связанный с реализацией поведенческой составляющей процесса нахождения творческого решения. Новый этап начинается в недрах предыдущего, но может происходить и в ходе выполнения описанной ниже игрового действия («Мысль рождается из действия!»). Условием возникновения этого этапа мы считаем безопасную поддерживающую среду и сохраненную мотивацию участников к нахождению решения.

Ведущий говорит: «Выберите для себя подходящую сферу деятельности, спланируйте свои действия. Будьте готовы сказать об этом». Задача для участников может быть конкретизированой: «Выберите для себя подходящую сферу деятельности, спланируйте свои действия. Будьте готовы сказать об этом, имея в виду ответы на четыре вопроса:

  1. Как вы собираетесь сохранить квалификацию (если собираетесь вообще это делать)?
  2. Как будете создавать имидж (и какой) и устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
  3. Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?
  4. Что станете делать для возвращения домой?

В этот период игры раскрывается невостребованный до сих пор высокий творческий потенциал отдельных участников, ярко проявляются их лидерские функции. Они состоят в разумности предложенных действий, принятии ответственности на себя, инициативе объединения других участников в одну группу, попечительством их. Знакомые друг другу члены коллектива вдруг обнаруживают в коллеге врожденного организатора, ответственного исполнителя, самоотверженного альтруиста.

Новое знание, которое появляется у участников, связанно с переформулировкой задачи для себя, наполнением осуществляемых действий новым содержанием: «выжить», «сделать все возможное, чтобы вернуться». Меняется отношение к ситуации; как теперь, оказывается, происходила очень положительная выработка вариантов, наблюдаются попытки участников найти единомышленников. Заметны расширение или изменение поведенческого репертуара участников и воодушевление, что выражается по этому поводу. Выражается готовность попробовать себя в новой профессиональной и индивидуальной роли. Положительная направленность игры, усиливается, служит иллюстрацией к утверждению К. Абульхановой-Славского: «Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить действительно личностную активность от тех социально-психологических опор (славы и т.д.), которые поддерживали личность прежде». Процесс активного участия в игре становится для присутствующих заразительным, переходя в стадию обсуждения возможностей реализации проектов. Со стороны ведущего здесь оказывается поддержка в виде равноправного участия.

Пятый этап игрового действия включает в себя реализацию нового знания. При переходе на этот этап у участников оказывается изобретательность в детализации возможностей осуществления своих решений, одобренные собравшимися, их эмоциональной поддержкой. Люди, участвующие в игре, обогащают опыт друг друга, давая мимолетную подсказку. Возникает атмосфера доверия, раскованности, взаимосвязи и самовосприятия.

Участникам предлагается всем вместе или в группах из трех человек создать «Памятку эмигранту» - что может человек / что нужно человеку сделать, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда. Участники предлагают делать такие необходимые, с их точки зрения, действия (практически все участники всех наших игр в разной формулировке их называли).

  1. Не паниковать и не отчаиваться, потому что всегда есть решение.
  2. Не надеяться, что собственное или чужое государство окажет помощь.
  3. Не нарушать традиций и законов своей и другой страны.
  4. Сохранить себя личностно и как часть своей культуры; не потерять человеческого достоинства, «не продать себя дешево», всегда осознавать, что есть возможность выбора.
  5. Найти таких же людей, пострадавших катастрофу, «своих»; искать поддержки у других людей; учить языки и заводить знакомства.
  6. Хранить документы, которые удостоверяют личность.
  7. Не отказываться ни от какой работы, чтобы выжить, но стремиться вернуться.
  8. Сохранить способность «просто жить», найти положительное в новой незнакомой жизни, быть готовым что-то приобрести для своего жизненного опыта.

В одной из наших игр мы предложили участникам написать «Памятники эмигрантам» индивидуально. Вот некоторые примеры того, что при этом получилось.

«. Ничего не бойся, а занимайся тем, что тебе больше нравится. Будь сильным и храбрым. Только хладнокровие поможет тебе жить. Больше общайся с людьми - они тебе помогут. Делай практически все, чтобы понравиться им. Не падай духом: надежда умирает последней!»

«. Если ты попадаешь в очень сложную ситуацию, постарайся не впадать в панику. Из каждой ситуации есть выход, безвыходных ситуаций нет. Постарайся это время провести с успехом для себя. Сделай для себя выводы! Не потеряй свое Я. Не теряйте связей с окружающими тебя людьми.»

«1. Отнесись к этому, как к увлекательной сложной головоломке, в которой есть решение!

2. Ищи все возможные варианты поддержки.

3. Выбирай, старайся искать наиболее выгодный вариант.

4. Просто живи! Это тоже часть жизни, и неизвестно еще, что мы будем думать об этом в будущем.

5. Это также и блестящая возможность для чего-то!»

«. Никогда не надо ездить по бесплатным путевкам!»

На этом этапе мы спрашивали участников, какая из оставшихся в их «Сундуке матроса» вещей пригодилась бы им сейчас больше. В ответах упоминались деньги, документы, записи любимых песен, гитара, карты для гадания, фотографии семьи. Завидовали человеку, который догадался взять с собой сборник стихов на родном языке.

Завершающим эпизодом игры становится групповое обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что им дало участие в игре, участники отмечали, что «увидели нового себя», узнали о себе кое-что, и теперь «есть над чем подумать», подтвердили знания о себе и своих возможностях. Одни говорили о том, что лучше заняться самообразованием, другие считали, что для них было важно понимание того, что главное – «не теряться и быть вместе». Говорилось об опыте переживания сложной ситуации, когда приходится «складывать своими руками разломанные части», возможности проверить себя в экстремальной ситуации.

В конце игры участники и наблюдатели характеризуют свое эмоциональное состояние как состояние покоя, готовности к самораскрытию и проявления доверия и искренности по отношению к другим людям. Другие отмечали такое положение, когда «эмоциональность на нуле, но есть готовность переключиться на любую модель».

Поведенческие проявления в обсуждении связанные со «снятием масок» и доминированием эго-состояния взрослого. Оказываются рефлексивные возможности участников при обсуждении гипотез, эмоций, различных действий. В заключение ведущий говорит о том, что корабль под названием «Жизнь» может не раз испытать аварии, и желает участникам вспомнить пережитый ими опыт преодоления трудностей. Полезным будет привести рассуждения одного американского эмигранта, достигшего профессионального успеха на новом месте жительства. Когда он приехал за удачей в США, то понял, во-первых, не все дороги там вымощены золотом, во-вторых, многие из них вовсе не вымощены, в-третьих, как оказалось, именно этим ему и придется заниматься десять лет.

Мы отмечаем познавательные, диагностические и психотерапевтические возможности игры. Как один из вариантов игра может проводиться с исключением этапа дискредитации. Тогда снижается острота переживаний участников, усиливаются познавательные возможности игры. Можно усилить поведенческий компонент игрового действия путем структурирования и расширения вопросов для обсуждения, например: «Что можно сделать для сохранения и увеличения профессиональной квалификации и зачем это бывает нужно? Как относиться к государственным законам, когда это совсем не выгодно? Какие возможности дает кооперация с другими людьми?» и др.

В каждом конкретном случае образовательная работа по реализации комплексной программы развития школьного организации строится на основе изучения особенностей участников группы. На начальном этапе происходит выбор уровня сложности и глубины освоения программы обучения. Следующий выбор и осложнения учебного материала проводятся с учетом начального уровня и темпа продвижения учебной группы в освоении образовательной программы.

Основными результатами работы по реализации системы тренингов-практикумов в конечном итоге станут:

  • коммуникативная компетентность (точность восприятия партнера по общению и прогноз успешности установления партнерства, контактность, совместимость, сработанность, способность к сотрудничеству, которая возросла) в сфере делового и межличностного общения с различными группами людей;
  • готовность самостоятельно планировать и осуществлять профессиональную деятельность с использованием интенсивных гуманитарных технологий развития школьной организации.

При организации внутришкольных работы с кадрами по повышению эффективности их деятельности следует учитывать такие важные моменты:

  • во-первых, профессиональное развитие человека как социально-психологическая проблема рассматривается в контексте общих проблем социализации личности и развития ее адаптационных возможностей;
  • во-вторых, учебная работа организуется с учетом знания возрастных и поло-ролевых особенностей членов педагогического коллектива, а также специфики наложения кризиса профессиональной карьеры на возрастной кризис отдельно взятого человека;
  • в-третьих, положительная организационная культура рассматривается как необходимый производственный компонент, придающий деятельности школы оттенок миссии. Организационная культура представляет собой своего рода совокупный менталитет сотрудников, и развитие этого менталитета обеспечивается механизмами внутренней содружества в реализации социально ориентированных целей деятельности и создание благоприятного образовательной среды. Формируется оптимальное соотношение управления функционированием и управление развитием с акцентом на развитии;
  • в-четвертых, этапы становления профессионализма зависят от сочетания (преимущества) личностной и профессиональной, определяющей формы индивидуального содействия росту сотрудников.

Образовательная работа с педагогическим коллективом проходит более успешно за счет максимальной приближенности содержания занятий в жизни и работе. В других случаях работа по развитию кадрового потенциала школьной организации может быть основана на создании и реализации проектов для отдельных образовательных учреждений в соответствии к их потребностям и запросам.

Занятия для самостоятельной подготовки руководителей к выступлениям на учебных занятиях, семинарах, «круглых столах»

Исходя из собственного опыта работы и учета образовательной ситуации в регионе, подготовьте перечень направлений, по которым может проводиться образовательная работа с педагогическим коллективом вашей школы.

Становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. В традициях каждого образовательного учреждения - проводить организованную групповую и/или индивидуальную работу по поддержке профессионального становления учителя. Соотнесение себя с эталонами специалиста в области образования происходит у педагога стихийно: ориентиры профессионального развития не заданы, содержание этапов профессионального становления не изучено. Наряду с профессиональным становлением вопрос о личностном развитии приобретает особое значение из-за того, что сама личность учителя рассматривается как самая главная в ряде профессиональных средств.

В связи с этим настоятельно необходимо определение этапов становления педагога при одновременном содействии успешности этого становления. Решение такой задачи становится возможным благодаря проведению специальной административной работы. В данном материале приводится описание опыта ее успешного осуществления.

12.04.2018 10:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП