СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как без слез наладить дисциплину… Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети интуитивно чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается забота от них. Но, конечно же, у родителей сразу возникает вопрос: если дети чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и привычных правил поведения, то почему они постоянно норовят эти порядок и правила нарушать? Причин можно назвать очень много, но выявлять их лучше на индивидуальной консультации у психолога. Самое главное – дети восстают не против самих правил, а против способа их внедрения. Поэтому, «внедряя» правило – постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ, не как указание, а как доброжелательный совет. Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Правило первое: Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Правило второе: Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Оба правила – предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя». Правило третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка. Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шуметь….? Запрещать подобные действия – значит запрещать ребенку развиваться… Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только если мама разрешила. Даже бросать камни в цель можно, но только позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Правило четвертое: Правила (и т.п.) должны быть согласованы взрослыми между собой. Если мама говорит одно, папа – другое, бабушка – третье – ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Соответственно, и отношения между взрослыми от этого лучше не становятся… И немного про наказания… Если вы будете стараться доброжелательно, последовательно, уважительно вводить систему правил - наказывать ребенка будет практически не за что. Естественное следствие непослушания – это один из видов наказания, исходящий от самой жизни, и тем более ценный, так как винить в подобных случаях ребенку некого, кроме себя. Малыш, оцарапанный кошкой, испугавшийся машины – это малыш, получивший неоценимый жизненный опыт. Правило пятое: Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Вот пример – в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку. Дети очень ценят разнообразные семейные традиции, когда родители уделяют им специальное внимание – это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то праздник в этот день или на этой неделе отменяется. Это очень ощутимое наказание, но не обидное и не оскорбительное. Главное, чтобы у вас в семье был запас больших и маленьких праздников. Это – зона радости. Она одновременно – и зона развития ребенка, и основа вашего с ним доброжелательного общения и залог бесконфликтной дисциплины. Как же найти золотую середину? В этом поможет образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной. Почти как светофор. - В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться. - В желтую зону попадают действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Например, сесть за уроки можно, когда захочешь, но закончить работу надо к 8 часам. Эта зона очень важна, так как именно в ней ребенок приучается к внутренней дисциплине. Постепенно, с помощью родителей ребенок привыкает к правилам и следует им без особого напряжения. Но в данном случае очень важно, чтобы родители постарались просто и коротко объяснить, чем вызвано требование. И подчеркнуть, что именно остается ребенку для свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские условия. - Бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые, в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Или: после долгого отсутствия приехал папа и ребенку разрешают не ложиться спать в положенное время. - В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, обижать маленьких… Список этот взрослеет с ребенком и подводит, подготавливает его к серьезным моральным нормам и социальным запретам. Правило последнее и самое главное: Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и др.
© 2015, Аникина Ирина Николаевна 521