СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как избавиться от вредных привычек?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если уж бороться с вредными привычками, то не с их внешними проявлениями, а с причинами, которые были выявлены взрослым в процессе наблюдения. Согласитесь, что бесполезно мазать ногти горчицей, если ребёнок ищет способ успокоиться. Он просто поменяет одну вредную привычку на другую. Стоит ли спрашивать самого ребёнка о его привычках? Не приведёт ли акцентирование внимания на них к усугублению «симптомов»? Если ребёнку больше 5 лет, то он уже вполне способен следить (пусть и недолго!) за своим поведением и обсуждать то, что его волнует. Поэтому разговоры с родителями в доброжелательной форме помогут сыну или дочери лучше контролировать себя. Что касается малышей, то с ними можно обойтись без лишних рассуждений и сразу перейти к действиям.

Выражаем поддержку. Старайтесь внимательнее относиться к тем ситуациям, когда ребёнок волнуется или переживает. Участливый взгляд, осторожный вопрос – всё это подтолкнёт малыша к тому, чтобы вытащить палец изо рта и поделиться своими эмоциями. Постепенно он будет стремиться к подобным обсуждениям и вредная привычка станет проявляться всё реже и реже. Постарайтесь оградить ребёнка от семейных конфликтов, скорректируйте планку требований к нему и режим дня.

Развлекаем. Очень часто мелкие суетливые движения появляются у детей, которым не хватает физической активности. Не запрещайте ребёнку прыгать, бегать, шалить и помогите выбрать занятие по душе. Игра на музыкальных инструментах, вышивание, бисероплетение, конструирование надолго займут руки ребёнка. Сидение перед телевизором или компьютером, наоборот, провоцирует детей на то, чтобы что-нибудь ковырять или кусать.

Для непосед также подойдёт специальная «жвачка для рук» или резиновый «бублик», который можно сжимать, тренируя мышцы кисти.

Переключаем. Если дурная привычка является следствием копирования чужого поведения, необходимо переключить внимание ребёнка на более достойные примеры для подражания. Расскажите ему историю из жизни или сказку, немного исказив сюжет. Например, поведайте дочке о том, что прекрасный принц передумал целовать Спящую красавицу, увидев кровавые корочки на её губах. Рисуйте вместе с ребёнком любимых персонажей, подчёркивая, какие у них аккуратные ногти, чистые носы, ровные завязки на плаще и т.д. Это занятие будет способствовать идентификации малыша с изображёнными героями.

Обучаем. Чтобы избавиться от любых вредных привычек, необходимо научить ребёнка достигать душевного равновесия «законными» способами. Прежде всего, научите сына или дочь жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его от скованности и волнения. Чаще обсуждайте различные неловкие ситуации и возможные выходы из них. Подробно опишите ребёнку, что следует делать, если ему скучно лежать во время тихого часа. Допустим, он может считать листья на дереве за окном, представлять, какой рисунок можно было бы нарисовать на потолке, или придумывать игру, в которую он будет играть на прогулке.

Поощряем. Предложите ребёнку вместе бороться с его вредной привычкой. Обсудите приз, который он хотел бы получить в случае победы над ней. В его роли совсем не обязательно должны выступать какие-то материальные предметы. Это может быть поход в парк, совместное катание на роликах или поездка в гости к приятелю. Заметив даже небольшие успехи в контроле за самим собой, не скупитесь на похвалу. Чтобы малыш чувствовал продвижение в борьбе с вредной привычкой, можно нарисовать календарь, в котором будет отмечено, сколько раз он попросил вас отрезать мешающие заусенцы вместо того, чтобы ковырять их, или переключился на полезное занятие, пока вы говорите по телефону. Старайтесь поощрять достигнутые промежуточные результаты, чтобы ребёнок чувствовал своё продвижение к победе и стремился к ней.

Следует отдельно отметить ситуации, в которых не стоит бороться с вредными привычками. Ведь стремиться сделать своего ребёнка идеальным – непосильная и бесполезная задача. У каждого из нас есть свои слабости и недостатки, и, как правило, к ним мы относимся более снисходительно, чем к детским «изъянам». Если привычка не вредит здоровью, имиджу ребёнка среди сверстников, а обладает некоторыми полезными функциями, не стоит лишать сына или дочь права на индивидуальные способы реагирования. Допустим, если ребёнок покусывает губы или сосёт кончик карандаша, пытаясь сосредоточиться на уроке, лучше отнестись к этому с пониманием. Представьте, что вам запретят держать руль автомобиля так, как вы привыкли, поскольку угол между руками составляет больше положенных 180 градусов, - далеко ли вы уедете?

Какой бы ни была вредная привычка, следует воспринимать её как признак того, что ребёнок находится в затруднительной ситуации. А значит, главная задача родителя – не отругать, а помочь, не наказать – а показать и поделиться полезным опытом. текст: Мария Баулина

Категория: Всем учителям
07.03.2015 10:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!