СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как «хочут», так и пишут. Почему грамотная речь становится редкостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор учебника по литературе о чудовищных заимствованиях в русском языке, пользе сочинений и о том, почему люди перестали писать стихи.

Досье

Виктор Журавлёв. Кандидат филологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, заслуженный работник культуры РФ.

Волгоград на несколько дней стал площадкой для Всероссийского филологического форума. Специалисты со всей страны съехались, чтобы обсудить проблемы современного русского языка и сферы образования.

«АиФ-Волгоград» поговорил с одним из гостей - автором учебников по литературе для 5-9 и 11 классов Виктором Журавлёвым - и попытался выяснить, из-за чего люди стали пренебрежительно относиться к правилам устной и письменной речи, как на ее качество влияет интернет, почему больше не принято писать стихи, а на смену «полезным советам» пришли «лайфхаки».

Наталия Гладкая, «АиФ-Волгоград»: Ученые часто говорят, что язык - это живой организм. Это, по-вашему, хорошо или плохо?

Виктор Журавлев: То, что язык живёт, меняется - это как раз не проблема. Это развитие. Это процесс сложный, противоречивый. И иногда сопротивляться этим изменениям не стоит. В начале прошлого века было дурным тоном говорить «тополя», только «тополи». Мы говорили «профессоры», а не профессора. Сейчас это норма.

- Тогда какие проблемы на самом деле существуют в языке?

- К сожалению, всё чаще в СМИ мы слышим неправильные согласования времён, склонение числительных, неверные управления, неграмотные синтаксические конструкции. И на это никто не обращает внимания.

Нельзя, конечно, сказать, что защита языка - это вторая Сталинградская битва. Но, безусловно, это защита страны, национальной идентичности.

Причем в школе наверняка и склоняли, и выполняли массу упражнений по склонению тех же числительных. Понимали, что прилагательные должны быть непременно в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное, но … всё это было лишь в школе. В свободной речи вроде как и не обязательно строго придерживаться нормы. Когда это сложная, состоящая из многих слов конструкция и надо задуматься и просклонять каждое слово, зачем напрягаться?

- Может быть, интернет виноват в этой лени?

- В сети пишут как хотят, а иногда даже как «хочут». Повернуть, исковеркать слово - в этом некоторые видят особый шик. Этот небрежный словесный фон создаёт ощущение, что можно говорить по-всякому, что норма - это старомодно, несвободно и некреативно.

Читать далее

Но придерживаться правил, строить грамотно предложения, задумываться об ударениях - это вопрос желания быть интеллигентным, воспитанным, культурным. А вольное, легкое отношение к нормам языка и его богатству - это не просто неграмотность, это показатель жизненной позиции человека: не очень себя утруждать, поверхностно с ленцой относиться к языку, семье, людям. Эти ведь вещи одного порядка: уважение к языку - это уважение к родным, к своей стране.

Исковеркать слово - в этом некоторые видят особый шик. Этот небрежный словесный фон создаёт ощущение, что можно говорить по-всякому, что норма - это старомодно.

Нельзя, конечно, сказать, что защита языка - это вторая Сталинградская битва. Но, безусловно, это защита страны, национальной идентичности.

- А ещё и всякие заимствования, например, «лайфхак». Чем плохо было русское словосочетание «полезный совет»…

- Да! Появились какие-то чудовищные варваризмы. Даже интонации стали ломаться, становясь чуждыми языку.

- Влюблённые перестали писать стихи. Вообще мало попыток показать себя красиво через речь…

- Интернет, sms выработали очень краткий, лаконичный стиль, где не надо задумываться. А краткие два-три нераспространённых предложения - это современно. Умение стихотворно или просто красиво изложить свое послание - это труд. А к труду надо быть готовым: много читать, слушать, писать.

- Но, может быть, с возвращением в школьную программу сочинения ситуация изменится?

- К счастью, возвращаются и литературные кружки, и литературные творческие студии, конкурсы прозы и поэзии, вернулось и само сочинение. Причём не только по литературе. Если мы посмотрим итоговую аттестацию по истории или географии, то там тоже увидим сочинения.

Дело в том, что система подготовки специалистов по разным направлениям столкнулась с неумением молодых кадров излагать мысли. Несколько лет назад академик Виктор Садовничий рассказывал об аспирантах-математиках, фантастически талантливых, но не умеющих писать. Видимо, эту проблему почувствовали люди самых разных специальностей в науке и технике, поэтому это стало общей болью.

Проблема в том, что мы не умеем разговаривать с детьми. Не секрет, чтоо они общаются больше с гаджетами, чем с мамой и папой.

- Это, правда, беда. Многие дети не могут не то что книжку пересказать, а даже описать увиденное и пережитое. Как их научить?

- Надо втягивать в беседу. Слушая, ребёнок начнёт говорить сначала односложные предложения, потом разговорится. Проблема в том, что мы не умеем разговаривать с детьми, не секрет, что они общаются больше с гаджетами, чем с мамой и папой.

- Вы - автор учебников по литературе. Что самое сложное в вашей работе?

- Немногие понимают, что учебники живые, они развиваются и меняются, так же, как и язык. Между учебниками современными и созданными 10-15 лет назад - большая разница. Как только учебник выходит в свет, ты получаешь первый экземпляр, начинаешь работать над переизданием. Смотришь и анализируешь: насколько логично и последовательно всё выстроено, насколько учебник развивает, а не просто даёт информацию ребёнку, остаётся ли он на одном и том же уровне или идёт на усложнение в подаче материала и т.д.

Важны творческие задания, даже те же пересказы с творческими элементами. Например, пересказ от лица разных героев одного и того же события.

Сейчас важны творческие задания, даже те же пересказы с творческими элементами. Например, пересказ от лица разных героев одного и того же события. Учебники литературы 70-80-х годов прошлого столетия были нацелены на знание содержания и умение его пересказать. В современных реалиях этого мало. Нужно умение прочитать, понять, проанализировать и трактовать прочитанное. Недостаточно прочитать литературоведческую статью, принять и заучить, от детей требуют умения думать, сравнивать, приводить аргументы, отстаивать свою позицию.

- И у них получается?

- Да. Довольно долго я был членом жюри Всероссийской олимпиады по литературе. Какие сильные, интересные работы пишут старшеклассники! Конечно, на олимпиаду строгий отбор. Но я читал и сочинения ребят из обычных школ - и там уверенные работы! Убедительные, хорошо написанные сочинения становятся нормой.

- Так, может, мы зря ругаем детей, упрекая в лености по отношению к языку?

- Я не говорил, что они ленивые. Я считаю, что они не всегда понимают, как важно изъясняться чисто, красиво и грамотно. Они не понимают, зачем это нужно. И для того, чтобы донести понимание этой важности, нужен союз родителей и учителя, которые понимают и могут внушить это осознание ответственности перед языком. И посмотрите, пожалуй, ни один другой предмет не вызывает столько дискуссий в обществе, как русский язык и литература! Самые широкие слои населения обеспокоены состоянием филологического образования.

- Наверное, люди пришли к осознанию того, как это важно?

- Конечно. Без речи мы не можем ни в любви признаться, ни письмо сочинить, ни научную работу написать. И я рад, что, наконец, об этом задумались.

Категория: Всем учителям
14.11.2016 15:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП