СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1) дать задание, при котором ученики осознают недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта - если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Например, на уроке в 9 классе при изучении заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. учитель в начале урока ставит главный вопрос урока: как изменилось внешнеполитическое положение России после победы над Наполеоном? Чтобы ответить на этот вопрос учащиеся должны изучить содержание параграфа и выделив основные факты, дать ответ на этот вопрос. Или, при изучении темы «В рыцарском замке» вместо описания замка учителем, провести игру: одна группа учеников продумывает план нападения на замок, а другая группа – защищает замок. Ученики поочередно описывают свои действия.
2) создать условия для практической реализации учащимися ранее усвоенных знаний. Например, на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Княжества Северо-Восточной Руси» после изучения географического положения и природных условий можно задать вопрос, какие факторы сыграли решающее значение при утверждении в Северо-Восточной Руси формы правления в виде крепкой авторитарной власти князя?
3) дать задание, решение которого возможно теоретически, но практически неосуществимо избранным способом. Например, дать задание сравнить два каких-либо явления, факта или процесса между собой, но при этом ученики должны сами определить критерия для сравнения.
Само применение полученной информации — необходимое условие ее первоначального осмысления и все более глубокого усвоения. Даже если ученик пересказывает только что услышанное или прочитанное, уместно включая при этом одну мысль в ряд знакомых других, он тем самым элементарно применяет знание этой мысли, поскольку связывает ее с содержанием других. Но уровень применения знания повышается, если ученик с помощью учителя, а то и самостоятельно находит связь между собственным знанием и знанием, которое предстоит добыть. Например, ученикам 5 класса при изучении кризиса рабовладения в период поздней античности известно, что рабы не были заинтересованы в работе на своих господ. Это информация, которую они получают от учителя и из текста учебника. Но когда учитель спрашивает, почему в Римской империи в позднеантичный период появляются новые формы зависимости населения, имевшие больше свободы по сравнению с рабством, ученики могут использовать ранее усвоенные знания для ответа на этот вопрос. Ученики затрудняются ответить на данный вопрос, так как им для выбора даются не только два этих факта для связи, а много других фактов, между которыми ученики и должны выбрать нужные знания для применения. Должны быть цели не только в получении знаний, но и в их применении.
© 2022, Садыков Риза Рефатович 147