Целеполагание — важный навык, который мотивирует детей учиться и позволяет им настраиваться на работу. Помогите ученикам поставить стратегические и тактические цели на этот учебный год и двигаться к их достижению. |
Вот пять советов нейропсихолога Ксении Вотяковой о том, как развивать у школьников навык целеполагания.
|
1. Учите детей сортировать дела на срочные и несрочные, важные и неважные |
|
Расположите все задачи ребёнка на системе координат, где на оси ординат задана срочность дела, а на оси абсцисс — важность. |
Поразмышляйте, какие ежедневные дела есть у ребёнка, какие из них он успевает сделать, а какие нет. Если в течение нескольких дней у ребёнка в основном важные и срочные дела, то, скорее всего, он постоянно находится в условиях стресса, а это сильно истощает нервную систему. |
Объясните, как расставлять приоритеты задач, исходя из их важности и срочности. |
|
2. Составляйте вместе с ребёнком список дел на день |
|
Маленьким детям сложно разобраться в хаосе ежедневных задач и придумать порядок действий. Если задач меньше семи-восьми, попробуйте метод сортировки, называемый «метод пузырька». |
Напишите вместе список задач на день. Попарно сравнивайте их и переставляйте более важную задачу вверх, а менее важную — вниз. Повторяйте сравнение, пока все задачи не встанут на свои места. |
Дети с удовольствием будут вычёркивать из списка выполненные задачи и радоваться результатам. |
|
3. Учите детей задавать себе вспомогательные вопросы |
|
Это хорошо работает перед началом рутинных дел (например, перед выполнением домашнего задания). Вопросы могут быть такими: |
- Над чем я сейчас работаю?
- Чего я хочу достичь?
- Какие результаты мне важно получить?
|
|
4. Ориентируйтесь на крупные цели |
|
Помогите детям уделять внимание отложенным, не сиюминутным целям: научиться кататься на коньках или держать спину прямо, стать великим учёным, заработать много денег. |
Обсуждайте с ребёнком будущие победы: |
- Что изменится в моей жизни, когда я достигну цели?
- Как прийти к победе — нарисуйте карту движения к цели, промежуточные задачи и сроки.
- С какими трудностями я могу столкнуться?
|
Попросите учеников написать учебные и личные цели, которых они хотели бы добиться к концу учебного года. Ребёнок может никому не показывать список, запечатать лист в конверт. В конце учебного года раздайте эти конверты ученикам — это будет хорошим поводом, чтобы обсудить личные успехи каждого. |
|
5. Обсуждайте с детьми ближние и дальние учебные задачи и темы |
|
Это вернёт ребёнку ощущение, что учёба важна, что он активно влияет на своё обучение и может сам расставлять приоритеты, как считает нужным. |
Такой подход помогает повысить учебную мотивацию за счёт маленьких и больших побед и чувства, что ты сам руководишь процессом. |
Следить за своими достижениями ребёнку поможет статистика Яндекс.Учебника. Если вы будете регулярно выдавать задания, то сможете показывать детям их результаты прямо в классе — например, выводя журнал на доску. Так ученики увидят, чего уже добились, и захотят двигаться дальше. |
|