СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Начало учебного года — самое подходящее время, чтобы подумать, каких целей детям хотелось бы достичь к его завершению. Если поставить себе цели на старте работы, легче добиться желаемого.
Можно провести занятие на целеполагание с помощью двух методик: «карты желаний» и техники SMART.
Рисуем «Карту желаний»
Раздайте детям конверты и чистые листы бумаги.
Прочитайте задание:
«Нарисуйте себя в центре листа. Вы можете изобразить себя как угодно: автопортрет, образ, символ или ваше имя».
Затем нарисуйте или напишите ответы на три вопроса:
После того как задание выполнено, каждый ученик запечатывает лист в конверт и подписывает его. В конце учебного года у вас будет хороший повод подвести итоги и поразмышлять с учениками над результатами. Дети с большим интересом вскрывают конверты весной, и в большинстве случаев, хотя бы одна из целей-желаний обычно осуществляется.
Ребята могут писать учебные и личные цели. Разделение ответов условно, вопросы нужны для того, чтобы подтолкнуть к рефлексии и размышлениям. В этом задании важна полная свобода мысли и конфиденциальность, чтобы все участники понимали, что после того как лист запечатан в конверт, никто не увидит содержание.
Формулируем SMART-цели
SMART — это мнемоническая аббревиатура на английском языке, в которой зашифрована концепция постановки целей и рабочих задач. В бизнесе ее используют для управления проектами. В аббревиатуре пять слов: specific, measurable, attainable, relevant и time-bound. В переводе на русский это значит, что правильно сформулированная цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, уместной (слово relevant иногда также переводят как «значимой») и ограниченной по времени.
Попросите ребенка написать две-три самые важные цели, которые ему важно достичь в течение учебного года. Можно сконцентрироваться на одной. Если кому-то этого будет мало, можно обсудить две-три.
Будьте осторожны с использованием слова «хочу» при постановке вопроса, чтобы разговор шел не об абстрактных желаниях, а о целях, к которым ребенок стремится и готов приложить реальные усилия, чтобы их достичь.
Ребенку надо помочь сделать свою цель более конкретной и реалистичной. Для этого ученику надо задать следующие вопросы и объяснить, как написать ответы на них:
Хорошо сделанное задание позволяет перейти от формулировки не просто «Я хочу хорошо учиться» к конкретной, достижимой, привязанной ко времени цели — «за третью четверть в моем дневнике будут стоять по математике 5 и 4, по русскому языку не будет 2».
Можно рассматривать описанные задания как два этапа работы или использовать первый вариант для занятий в младших классах, а второй — для работы в 3—4 классе.
Главное — дать каждому ребенку возможность побыть наедине со своими желаниями, попробовать подобрать для них слова. А затем, совместно со взрослыми — не только учителями, но и родителями, правильно сформулировать цели и продумать реалистичный план их достижения.
© 2019, Фадеева Надежда Владимировна 212