СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научить ребёнка красиво писать

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Красиво писать – красоту творить», - гласит народная мудрость. Как научить этому ребёнка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих педагогов и родителей, так как красивое письмо – это ещё и грамотное письмо.

Письмо – это сложное речевое действие. Это действие включает в себя определённые звенья формирования навыка письма. Длительный опыт сформировал у нас взрослых навык письма. Мы редко обращаем внимание на начертание и соединение букв, на орфографию, даже строчки мы придерживаемся автоматически. Мы не задумываемся, как держать ручку, как положить бумагу. Нам не приходится затрачивать сознательных усилий на техническую сторону письма. Совершенно по - иному протекает процесс письма у первоклассника.

Успешность формирования навыка письма во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах. Научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких. Но научить этому ребёнка очень важно потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.

Как надо сидеть при письме?

Правильная поза при письме:

- сидеть прямо;

- опираться спиной на спинку стула;

- не опираться грудью на стол;

- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

- туловище, голову, плечи держать ровно;

- обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

Приучить держать осанку — задача не из легких. Остается только набраться терпения и день за днем, месяц за месяцем, год за годом напоминать и вразумлять. Но слова действуют далеко не всегда, некоторых детей постоянно приходится «усаживать» правильно, проходить и поднимать голову от тетради, напоминать о положении ног.

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. Наклонное положение тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым.

На первом родительском собрании уделяю особое внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, так как это немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка письма. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

Освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей).

А сейчас расскажу о некоторых приёмах и видах работы, которые я использую на уроках обучения грамоте.

- организация рабочего места

- разогреть руку (покатать в руках ручку, «игра на пианино»)

- на первом уроке знакомлю с разлиновкой тетради (рабочая строка, межстрочное пространство), а на последующих постоянный контроль за тем, откуда начинают работу.

- перед началом работы в тетради читаю детям небольшое стихотворение:

Я тетрадь свою открою,

И, как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Вот как ручку я держу!

Тетрадь влево наклоню,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- показ на доске элементов, букв, затем прописываем в воздухе и только после этого в тетради

- какография – показ ошибок

- соединение букв – «буква тянет руку другой букве», проговаривание

- психологический комфорт. Сравниваю достижения ребёнка не с успехами других ребят, а с его собственными прежними трудами (выбери саму красивую букву, поставь под ней точку. Эта буква у тебя получилась лучше всех, постарайся остальные написать также. С разрешения ребёнка показываю его работу всему классу)

- работа в ГПД и дома для развития мелкой моторики. Для этого использую следующие упражнения:

1) работа с ножницами. Вырезают крупные и довольно простые детали, например, геометрические фигуры по трафаретной линейке;

2) рисование (книжки-раскраски), штриховка (обводят фигурки животных или составляют свою фигуру по трафаретной линейке, а затем штрихуют);

3) графические диктанты. Это упражнение не только развивает мелкую моторику, но и учит ориентироваться на листе бумаги.

4) нанизывание бусинок на леску, составление рисунков из мелких разноцветных пуговиц или мозаики, составление «бус» из мелких макаронных изделий. Всё это требует от ребенка усидчивости, внимания и напряжения пальчиков рук;

5) работа с пластилином (в сентябре и октябре уроки технологии посвящаю работе с пластилином);

6) рабочая тетрадь «Учимся писать» автор С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина

Научить писать красиво можно, нужно только не торопиться, быть терпеливым и внимательным. Если мы хотим выработать ровный почерк у ребенка, то начинать надо заранее. Учитывая сложность современных школьных программ, готовить руку малыша к письму нужно уже лет с пяти.

12.11.2016 11:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!