Как общаться и взаимодействовать с детьми и подростками
КАК ОБЩАТЬСЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ:
Сборник рекомендаций
для педагогов и родителей
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИТЕ!
Беседу с подростком необходимо начинать с дружеского тона.
При первой встрече с ребёнком постарайтесь его не критиковать.
В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
Лучшим словом, располагающим ребёнка к общению, является его имя.
Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
Инициативу в общении держите в своих руках.
Умейте посмотреть на вещи глазами подростка.
В общении с подростком старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ.
При посещении семьи соблюдайте следующие условия.
Не приходите в семью без предупреждения!
Не планируйте свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным).
Не ведите беседу стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить?»).
Не ведите беседу в агрессивном тоне.
Не поучайте родителей, а советуйте.
6. Ведите беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребёнка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают её в свою пользу).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
ПО ПОДДЕРЖАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЁНКОМ
Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
Не приказывайте по прихоти или в раздражении.
При принятии решений опирайтесь на мнение других и ребёнка.
Собственное поведение – решающий фактор воспитания.
Поддерживайте атмосферу открытости и доверия.
Не допускайте излишеств в подарках и стимулировании детей.
Воздействуйте на ребёнка собственным примером.
Используйте совместную работу для преодоления трудностей.
Не устанавливайте чрезмерно жёстких правил, привязывающих ребёнка к дому.
10.Формируйте инициативу и самостоятельность детей.
ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
ПО РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Ведите дневник психологических наблюдений и тетради - карточки трудновоспитуемых.
Ежедневно следите за посещаемостью занятий школьниками.
Совместно с учителями предметниками постоянно держите на контроле вопрос успеваемости подростков.
Ставьте в известность родителей о пропусках занятий учащимся в тот же день.
Строго следите за выставлением отметок в дневник.
Ежемесячно проверяйте читательские абонементы учеников в библиотеке.
Ежедневно встречайтесь с подростками.
Каждый триместр приглашайте трудновоспитуемых вместе с родителями на заседания малого педсовета, при необходимости - на Совет профилактики.
Не подчёркивайте плохие поступки школьников, воспитывайте на положительных примерах.
Не используйте нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример классного руководителя, учителя, внимание к ребёнку, умение радоваться успехам воспитанника.
Вовлекайте учащегося в трудовую деятельность, серьёзные дела, выполнение общественных поручений.
Предупреждайте возможность неправильных действий детей.
Организуйте интересную жизнь коллектива, в котором учатся трудные.
Обучайте детей методам самовоспитания.
В случае трудностей семейного воспитания ребёнка помогайте родителям советом, направлением к специалистам.
Возьмите над ребёнком индивидуальное шефство.
Вовлекайте трудных в кружки, секции. Контролируйте их посещение.
Привлекайте к работе с трудными школьниками родительскую общественность.
Поддерживайте тесную связь со специалистами школы - социальным педагогом, психологом, инспектором ПДН.
Вовремя информируйте администрацию школы о негативных поступках и пропусках занятий трудновоспитуемым школьником.
РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ
ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
При опросе создаются специальные ситуации успеха.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЁБЕ.
Проследите по личному делу ученика его успеваемость за предыдущие годы, сделайте вывод о динамике успеваемости.
По классному журналу проследите систему проверки знаний учащихся, выявите динамику успеваемости.
От каждого учителя получите отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об его отношении к учебному предмету.
Добейтесь контакта с учеником, выявите мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям.
Просмотрите тетради ученика, изучите результаты его труда.
Изучите отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельностью ребёнка при посещении уроков (необходимо посетить с этой целью не менее 10 – 15 уроков).
При посещении уроков обратите внимание на следующее:
был ли ученик на месте к началу урока; подготовил ли всё необходимое; как вёл себя при появлении учителя; сразу ли включился в работу;
какое участие он принимал в проверке знаний: отказался ли отвечать, какие показал знания, в чём заключаются основные недостатки его знаний, как реагировал на оценку своих знаний; как вёл себя при опросе других: слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим; как реагировал на оценки других учащихся;
слушал или не слушал объяснения учителя; проявлял внимание или невнимательность; устойчиво ли внимание ученика; если отвлекался, то на что было направлено его внимание;
владеет ли ученик навыками учебного труда; умеет ли работать самостоятельно; проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений; какова культура речи; насколько активен ученик;
записал ли школьник задание на дом;
как вёл себя после звонка с урока.
В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать следующие выводы:
имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по
степени активности на уроке, качеству выполнения домашних заданий, читательским интересам и т.д.);
имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-либо одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности;
обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя и т.д.;
проявляет ли настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках;
живо или безразлично относится к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся;
проявляет ли любознательность к чему-либо;
как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично);
как управляет своим поведением на уроках;
как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова его реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест и т.д.).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Жизнь показывает, что на трудновоспитуемых детей и подростков традиционные методы воспитания не оказывают нужного воздействия. Возникает необходимость искать новые подходы.
В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Методы – способы непосредственных и опосредованных влияний на личность, причем под способом влияния понимаются все педагогические влияния (личностные качества учителя, коллектива и сверстников, вся инструментовка педагогического процесса и т.д.).
Под приемом принято понимать часть метода, его деталь. Методы и приемы нередко меняют свои функции, переходят из одного состояния в другое, они диалектически взаимосвязаны друг с другом.
Для выбора нужного метода и приема весьма важно предварительно определить причины поведения и поступков ученика.
Существуют следующие группы педагогических приемов.
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:
1) проявление доброты, внимания, заботы;
2) просьба;
3)поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
всегда учитывайте состояние ребенка;
не унижайте ребенка;
соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определите только поступки, только конкретные действия. Не "ты плохой", а "ты сделала плохо", не "ты жестокий", а "ты жестоко поступил".
В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка; 4)"авансирование личности" – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему; 5) обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находить в каждом отдельном случае свой особый облик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. М конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С.Макаренко называл обходным движением;
6) прощение. Умение прощать – необходимейшее качество для педагога. Самое главное – трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понять – это все прощать;
7)проявление огорчения;
8) проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.
1. Убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога.
2. Доверие.
3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
4. Вовлеченность в интересную деятельность.
5. Пробуждение гуманных чувств.
6. Нравственное упражнение.
Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.
1.Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.
2. Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.
3. Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные тормозящие приемы.
1. Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое дает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.
2. Необычный подарок. "Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало"1.
3. Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.
4. Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.
5. Приказание.
6. Предупреждение.
7. Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.
8. Проявление возмущения.
Вспомогательные приемы.
1. Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.
2. Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.
Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик – это педагогическое невежество. он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь.