СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как организовать домашние занятия музыкой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://vk.com/ourhomeedu

Многие родители сталкиваются с такой проблемой: в музыкальной школе с учителем ребенок продвигается, а дома дело останавливается. 5 минут и ребенок захлопывает крышку пианино: «Я все выучил!» - кричит он возмущенной маме. Правда, учитель почему-то недоволен, в нотах появляется все больше пометок карандашом, через две недели экзамен… Или бывает другая ситуация: ребенок быстро запоминает произведение, дома забалтывает его (чаще всего неправильными пальцами), родитель в музыке не разбирается, проконтролировать не может, на уроках учитель ругается, что они несколько месяцев занимаются одним и тем же. Уже появляются мысли, а надо ли нам все это? В этой статье я бы хотела поделиться некоторыми приемами, которые я использую в работе со своими учениками. Задание должно быть максимально конкретным. Садясь за инструмент, ребенок должен знать, что ему играть, сколько раз и каким образом. Для этого можно завести специальную тетрадку (или школьный дневник), где будет записан план работы на каждый день. Задание, в котором перечислены произведения, с кратким напоминанием о необходимости играть ритмично, соблюдать штрихи и правильную аппликатуру, не отвечает на вопрос: «А делать-то что?». Нет смысла играть произведение от начала до конца, ошибки от этого не исчезнут. Нужно найти места, в которых ребенок ошибается, присвоить каждому номер или опознавательный знак (смайлик, цветочек и т.д.). В тетради можно нарисовать эти номера или символы и написать сколько раз следует проиграть каждое место. По мере выполнения задания ребенок может ставить плюсы у каждого пункта. Очень хорошо визуализирует процесс вспомогательный инвентарь. Вспомогательный инвентарь В его роли могут выступать счетные палочки, таймер, секундомер и др. Счетные палочки Счетные палочки можно использовать, разбирая трудные места, исправляя заученные ошибки. Они помогают учащемуся сконцентрироваться на поставленной задаче, нацелиться на результат, а не на процесс. Принцип работы с ними следующий: каждый раз, когда ученик правильно исполняет заданное место в произведении, он перекладывает одну палочку. За каждую ошибку возвращает все палочки обратно. Начинать можно с трех штук. Работая с палочками, можно использовать трехуровневую систему сложности: 1) Играть определенное количество раз, не учитывая правильность исполнения; 2) Играть определенное количество раз, засчитывая только правильное исполнение; 3) Играть определенное количество раз подряд без ошибок. Сначала нужно приучить ребенка к палочкам, занимаясь вместе, в дальнейшем он сможет это делать и самостоятельно. Надо подбадривать юного музыканта, «болеть» за него, в некотором смысле, музыка – это спорт. Хорошим преимуществом данного приема является то, что ученик многократно может повторять одно и тоже место, и ему не приходится обижаться на злого преподавателя или маму, которые мучают ребенка. Количество раз зависит от его внимательности. На первых порах следует ставить простые задачи, например: 1) Сыграть два такта правильными пальцами; 2) Сыграть несколько тактов (в крайних случаях один), соблюдая все штрихи. За успешный результат надо похвалить и приступить к дальнейшему разучиванию произведения, постепенно соединяя все части в единое целое. Важно, чтобы ребенок умел сам оценивать свой результат, не закрывал глаза на ошибки. Слишком трудное задание, попытка выполнения которого обернулась неудачей, может очень пагубно отразиться на желании ребенка заниматься, особенно на начальном этапе. Таймер Таймер удобен для организации времени, делает занятие более продуктивным. С ним можно работать как дома, так и на уроке. В дневнике рядом с названием произведения, которое следует выучить наизусть, можно записать время, например, 20 мин. По окончании времени ребенок должен записать место, на котором он закончил, и приступить к следующему пункту из плана домашней работы. Секундомер Секундомер помогает увидеть прогресс учащегося, стимулирует к более плодотворным занятиям. Пример использования секундомера. Педагог дает ученику задание, по его выполнении ребенок должен записать потраченное время. В дальнейшем можно будет сравнивать результаты у похожих заданий, отмечая прогресс учащегося. Преимуществом данного метода является то, что ученик начинает активизировать свое внимание и способности для достижения наилучшего результата. В отличие от таймера, работа с секундомером подразумевает выполнение определенного задания до конца. Играть, не смотря на клавиши Если ребенок делает ошибки при игре, но все равно не смотрит в ноты, т.е. подбирает на слух, то полезно закрывать клавиатуру листом бумаги или шарфом. Тогда учащемуся не остается другого выбора, кроме как смотреть в учебник. Если ноты еще не хорошо выучены, то надо научить ребенка видеть расстояние между ними: как ноты идут? Вверх или вниз? Подряд или через одну, две? Можно выписывать в нотной тетради разные интервалы, ребенок должен уметь легко отличать их друг от друга, хотя бы секунды, терции, кварты и квинты. Надо научиться видеть их в нотах, играть и записывать. Маленьким детям можно сделать крупный нотный стан: нарисовать его на картоне, вставить в файлик и писать смывающимся фломастером. Заключение В своей практике я замечала, что начиная заниматься подобным образом, ученик увлекается процессом, т. к. видит результат своих трудов. Бывали случаи, когда дети, желавшие прекратить музыкальные занятия, начинали заниматься по нескольку раз в день и достигали хороших результатов. Следовало бы отметить, что навыки качественной домашней работы закладываются на уроках. Ребенка следует научить учиться. Желательно, чтобы занятия дома и с преподавателем строились по одному плану, использовались одинаковые методы и приемы. В таком случае у ученика будет четкое представление о том, как правильно и эффективно заниматься.

14.07.2019 01:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!