СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по развитию технических и творческих навыков на занятиях по классу гитары.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повседневной работе в классе гитары педагогу необходимо прививать учащемуся интерес к занятиям, любовь к музыке, воспитывая его вкус на лучших образцах народной музыке, произведения классиков, современных прогрессивных русских и зарубежных композиторов. С первых же уроков необходимо приучать ученика, подобно человеческой речи, к пониманию музыкальной интонации, вслушиваться в свое исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, внимательно и точно прочитывать авторский текст, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие Постоянной заботой педагога должна быть организация правильных игровых движений ученика, свободных от излишнего мышечного напряжения. Важен повседневный контроль педагога за правильной, естественной посадкой ученика. Педагог должен воспитывать у учащегося внимательное, осознанное отношение к аппликатуре, ставя ее выбор в зависимость от художественно-выразительных задач музыкального произведения и преодоления технических трудностей. Рекомендуется постоянно стимулировать развитие у учащегося технику игры на инструменте. Начало этой работы лежит в организации игрового аппарата (устойчивая посадка, правильная постановка рук, исключающая мышечное напряжение и скованность). Развитие техники ученика должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями. Развитию пальцевой беглости, четкости и т.д. способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. На протяжении всех лет обучения необходимо проводить планомерную и систематическую работу над этим важнейшим разделом музыкально-технического развития учащегося. Но нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их «отыгрыванию». В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями следует обращать внимание не на количественную, а на качественную сторону исполнения, добиваясь точного соблюдения установленной аппликатуры, ровности звучания, устойчивого ритма, пальцевой четкости и т.п. Необходимо вырабатывать у ученика сознательное отношения к работе при освоении тех или иных технических приемов, чтобы он имел ясное представление о той художественной цели, ради которой совершается данная работа. Техническое оснащение, исполнительская культура гитариста в значительной степени зависит от того, насколько он владеет навыками игры. В особенности это касается современного репертуара, где есть тенденция усложнения этой техники и введение новых приемов игры. Помимо инструктивного материала, необходимо для развития технических навыков изучать с учащимися возможно больше художественных пьес.

Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. Исходя из индивидуального, дифференцированного подхода к учащемуся, преподаватель должен давать ему задания и систематически проверять их исполнение. Педагогу следует прослушивать заданный учебный материал, не прерывая исполнения. Объяснения и указания целесообразно делать при повторном проигрывании. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.

Успеваемость учащегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное музыкально-техническое развитие учащегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего, музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Планирование работы и глубоко продуманный выбор учебно-вспомогательного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, стилю, фактуре. В индивидуальные планы учащихся, как и в экзаменационную программу, следует включать произведения русских композиторов, композиторов-классиков, зарубежных композиторов, произведения сонатной формы, обработки народных песен и танцев, оригинальные произведения, этюды на различный вид техники.

При подборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться дидактическими принципами доступности и последовательности обучения. Недопустимо включать в план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

В отдельных случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включать в индивидуальный план отдельные произведения из репертуара старшего класса.

Репертуарные списки, приводимые в программе, не являются исчерпывающими. Педагог может пополнить индивидуальные планы по своему усмотрению и другими произведениями из собственной библиотеки, отвечающими необходимыми требованиями программы и соответствующими по степени трудности возможностям учащегося.

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес (эскизное прохождение), допуская при этом различную степень завершенности работы над ним, не требуя обязательного выучивания наизусть.

В процессе классной работы необходимо уделять внимание игре учащегося в ансамбле (с другим учеником или педагогом), чтению нот с листа, подбор по слуху.

Материалом для чтения с листа могут служить вначале одноголосные мелодии с постепенно усложняющим метро-ритмическим рисунком, затем простейшие в гармоническом отношении аккомпанементы.

Также следует практиковать чтение с листа ансамблевых произведений. Необходимо, чтобы учащийся, играя в ансамбле, приучался читать с листа не только первую, но и вторую, третью партии.

При чтении с листа следует развивать навык умения смотреть «вперед», охватывать все большие участки нотного текста, развивать умение не только видеть, но и слышать «вперед» (внутренним слухом) при предварительном просмотре произведения и его проигрывании. Учебные программы детских музыкальных школ по чтению с листа руководствуются методикой разработанной известным музыкантом Ю. Акимовым по принципу «вижу», «слышу», «играю».

Проблема чтения нот с листа должна быть в центре внимания педагога. Главное условие успеха в этой работе - систематичность, доступность и последовательность в выборе материала для чтения, а также строгий контроль за выполнением по чтению домашних заданий. Контроль за развитием навыков чтения нот с листа осуществляется одновременно с контролем за развитием технических навыков.

Многосторонне развивает ученика транспонирование, которому следует уделять внимание на уроке. Транспонирование развивает музыкальный слух, ускоряет процесс овладения инструментом, способствует большей музыкальной грамотности ученика. Начинать работу следует с транспонирования мелодии по слуху, а по приобретении известных навыков - и по нотам. Роль музыкального слуха в транспонировании ранее недооценивалась некоторыми теоретиками, а техника транспорта рассматривалась лишь механическим способом. Современная музыкальная педагогика уделяет большое внимание развитию музыкального слуха, отводя при этом особое место транспонированию.

Успехи и творческий рост учащегося в значительной степени зависят от того, насколько правильно организованы домашние занятия. Цели и границы домашних заданий определяются педагогом в виде конкретных задач, которые ученик должен решить сам. Здесь опять главную роль занимает принцип проблемного обучения, о чем говорилось выше. Перед учеником ставится проблема, которую должен решить он самостоятельно. Следует стимулировать и поощрять творческую активность учащегося и его стремление к самостоятельности. Навыки самостоятельной работы необходимы ему для творческого роста. Успеху дела будет способствовать вдумчивый подбор репертуара для самостоятельной работы, а также серьезное обсуждение ее результатов.

Категория: Внеурочка
03.03.2019 17:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!