СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учителя часто спрашивают меня, как готовить учеников к олимпиаде. Между тем, сначала стоило бы спросить, надо ли вообще это делать специально. Для себя я эту проблему давно решила: лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия математикой, а специальные мероприятия можно ограничить решением задач из олимпиад прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования. Но я уверена, что победа на олимпиаде не должна превращаться в самоцель, а подготовка к ней – в главное содержание внеклассной работы.
Работу олимпиадных кружков я строю на следующих принципах.
1. Принцип регулярности.Работа по подготовке к олимпиаде происходит не только в классе на совместных занятиях, но и дома, индивидуально. Полноценная подготовка невозможна без достаточно большого количества часов, посвященных работе над задачей. При этом лучше заниматься понемногу, но часто, например, по часу ежедневно, чем раз в неделю, но помногу часов.
2. Принцип параллельности.Несмотря на то, что почти каждое занятие посвящено отдельной теме, было бы совершенно неправильно изучать темы последовательно, одну за другой. Следует постоянно держать в поле зрения несколько (две-три) тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь.
3. Принцип опережающей сложности.Не следует загружать ученика большой по объему, но несложной работой, так же как и ставить его в положение лисицы перед виноградом, задавая для него непосильные задачи. Условия задач должны быть понятны и привлекательны для учеников, решения ярки, неожиданны и красивы. Слишком легко и слишком трудно – равно плохо. Не случайно оптимальными для развития цивилизации оказались широты, климатические условия которых, не позволяя человеку расслабиться, в тоже время не превращали его жизнь в сплошную борьбу за существование. На практике реализовать этот принцип можно, например, следующим образом. Задавая на дом очередную недельную порцию задач (от 10 до 15), желательно подобрать их так, чтобы 7 – 8 из них были доступны практически всем членам кружка, 3 – 4 были по силам лишь некоторым, а 1 – 2, пусть не намного, но превышали возможности даже самых сильных учеников. Ученик имеет право отложить трудную задачу, если он потрудился над ее решением определенное время, и она у него не получилась. В этом случае процесс усвоения новых идей будет более эффективным. Действие принципа будет тем лучше, чем ближе друг к другу по уровню математического развития члены кружка. Кроме того, он развивает такие полезные качества, как сознательность, внутренняя честность, научное честолюбие.
4. Принцип смены приоритетов.Приоритет идеи. В период накопления идей, а также при решении достаточно трудных задач ученику прощаются небольшие и даже средние огрехи в решении задачи; главное – правильная идея решения, которая может быть доведена до числа за разумное время.
Приоритет ответа. При отработке уже известных идей, при решении более простых задач главное – правильный ответ. Никакие сверхкрасивые и сверхоригинальные идеи не могут компенсировать наличие неверного ответа.
5. Принцип вариативности.Очень полезно на примере одной задачи рассмотреть различные приемы и методы решения, а затем сравнить получившееся решение с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и объяснительной работы, эстетическая и практическая ценность.
6. Принцип самоконтроля.Большинство людей склонны прощать себе небольшие (да и крупные) ошибки. Школьники не исключение. Проявлением этого недостатка является привычка подстраиваться под ответ или свое неверное решение подгонять под правильное. Решив задачу, получив ответ и заглянув в конец книги, обнаружив некоторые, иногда серьезные, расхождения, ученик делает кое-какие исправления, в результате которых его ответ соответствует ответу, данному в книге, и считает, что все в порядке, хотя задача не решена. Регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы.
7. Принцип работы с текстом.Необходимо, чтобы ученик понял, что математические книги нужно не читать, а изучать с карандашом, бумагой и напряжением мысли. Часто олимпиадные задачи снабжены лишь краткими указаниями. Понять эти указания, заполнить логические пробелы, выполнить промежуточные вычисления, рассмотреть самостоятельно варианты, сопровождающиеся оборотом «аналогично», - главное назначение этих задач.
Если все сделано правильно, то между учителем и учениками возникают отношения сотрудничества: учитель помогает ученику готовиться к олимпиаде, и разбирает вместе с ним задачи по ее окончании. Другой возможный вариант сотрудничества: старшеклассники вместе с учителем готовят олимпиаду (математическую регату, тематическое занятие) для учеников младших классов. Отмечу, что такой взгляд на олимпиады способствует «профессиональному росту» в математике, как учеников, так и их учителя.
Трудно рекомендовать какой-либо общий план кружка – форма их может широко варьироваться. Занятия могут проходить в виде лекции или семинара, олимпиады, математической регаты или математического боя, командного соревнования по решению задач, носить шутливый или критический характер. Планирование кружковых занятий тоже должно носить гибкий характер: неожиданно возникший на уроке вопрос может послужить темой ближайшего занятия. Интересная книга или статья также должна обсуждаться на кружке.
© 2020, Позднякова Анна Владимировна 353