СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
♥Дети перестают радоваться своим успехам
Когда в момент успеха ребенка
мы в ту же секунду радостно вскрикиваем «Умница!»,
мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой успех,
как бы отнимаем у него эту прерогативу.
Тем самым мы обесцениваем его мнение.
И чем чаще это происходит,
тем реже ребенок испытывает потребность
в желании поделиться своей радостью.
А зачем?
Ведь рядом всегда найдутся те,
И кто сделает это за него.
И в тот момент, когда у него что-то получается,
он не вспыхивает гордостью – «Я сделал это!»,
а бежит к нам с вопросом «Тебе нравится?»
♥У детей снижается мотивация
Когда ребенка хвалят за личные качества
после успешно выполненного задания
(«ты такой умный», «ты молодец» и т.д.),
он испытывает трудности при выполнении последующих заданий.
Об этом свидетельствуют результаты исследований,
которые провела американский психолог Кэрол Двек
в двенадцати школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников.
Во время исследования школьникам предлагали пройти тест,
состоящий из головоломок.
После того как ребенок выполнял задание, его хвалили.
Одну половину детей хвалили за умственные способности:
«Ты хорошо в этом разбираешься»,
а другую половину – за проявленные усилия:
«Ты, должно быть, очень старался».
Затем ученикам предлагали выбрать
один из двух следующих тестов.
О первом тесте говорили, что он достаточно сложный,
другим тестом было задание,
похожее на первое.
В результате, те дети, которых похвалили за усилия,
выбрали более сложный тест.
А те дети, которых хвалили за умственные способности,
в основном выбрали более простое задание.
К пяти пунктам Альфи Кона я бы добавила еще два.
Оценочные суждения «молодец», «умница»,
«какой ты хороший», высказываемые в момент правильного
(с точки зрения взрослых) поступка ребенка
нарушают принцип безусловного принятия.
Ребенок осознает, что он хороший
только в те моменты, когда он сделал то,
что понравилось родителям.
«А если буду делать по-другому, то буду плохим», –
думает он.
Ребенку начинается казаться,
что любовь родителей постоянно нужно завоевывать,
а любить они могут лишь за хорошее поведение.
Также часто с помощью слов похвалы
родители стараются изобразить свою заинтересованность в деятельности ребенка.
Иногда брошенное, не глядя на рисунок, слово «молодец»
может восприниматься как
«да, я вижу, что ты там что-то нарисовал,
но не мешай мне сейчас»,
а значит, поселит в душе ребенка недоверие к словам взрослого.
Похвала имеет не только положительные,
но и негативные последствия.
Должны ли мы теперь полностью отказаться
от одобряющего слова в адрес своего ребенка?
Конечно, нет!
Искренние слова одобрения важны и необходимы,
и было бы не правильно сдерживать свои эмоции,
когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка,
но формы похвалы и одобрения вполне реально разнообразить.
© 2017, Руденко Елена Борисовна 3315