СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как правильно провести родительское собрание Преподаватели и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого является родительское собрание. Главная задача родительских собраний — совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей. Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам: Родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей. На родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка. Родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении. В ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций. Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решений общих проблем обучающихся и т.д. Понимание и учет этих факторов позволит классному руководителю успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания. Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, преподавателей, педагога-психолога, гостей). Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности учебной группы, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений колледжа и семьи. Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения психологии классному руководителю лучше определить одну наиболее важную проблему, касающуюся обучающихся, и на ее обсуждении построить разговор с родителями. В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, классным руководителем могут быть избраны следующие: подведение итогов совместной деятельности педагогов, обучающихся и родителей за семестр или учебный год; повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и колледже; демонстрация и анализ учебных достижений обучающихся учебной группы, определение их потенциальных возможностей; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей. Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими преподавателями, которые ведут в этой группе. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения обучающихся на занятиях. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия студентов в образовательном процессе. Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит классному руководителю разнообразить: способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов. Несмотря на то, что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно классным руководителем и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части: 1. Вступительное слово классного руководителя На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем. 2. Анализ учебных достижений студентов В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности группы. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением преподавателей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний обучающихся. 3. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в группе. Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на занятиях, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид обучающихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Преподавателю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, а тем более родителя. 4. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания — прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями. 5.Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, посещение театров и т. д.) Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. 6. Личные беседы с родителями На этом этапе особым объектом внимания педагога должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей. В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию. Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа, колледж, должны компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача педагога в такой ситуации — преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности. Учитывая, что родительское собрание — одна из форм социально- психологического взаимодействия учебного заведения и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности. 1. Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями. 2. На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. 3. С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих студентах преподавателю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках—индивидуально с каждым из родителей. 4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех ребят — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов педагог может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей. 5. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним. 6. Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у колледжа и семьи одни и те же общие задачи. 7. Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы). Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других педагогов школы. Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных детей и классы, давать негативную оценку всей учебной деятельности. Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания. Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.
© 2025, Борукаева Жанна Хасбиевна 135