СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как преодолевать неорганизованность первоклассников на уроке. Советы молодому учителю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как преодолевать неорганизованность первоклассников на уроке. Советы молодому учителю.

Вопрос об организации учащихся на уроке традиционно занимает важ­ное место в педагогике. Особенно это значимо для первоклассников, ведь шестилетним детям трудно сидеть на уроках, им необходимо движение. Умение организовать класс — один из показателей мастерства педагога. Организовать — совсем не означает приказать, запугать, устрашить.

  • Первым общепедагогическим условием чёткой организации жизнедея­тельности учащихся на уроке является обеспечение двигательной актив­ности шестилеток, по возможности, отказ от сидячей позы, организация физкультминуток, подвижных игр на переменах.
  • Во-вторых, очень важно строго соблюдать гигиенические нормы (в первую очередь — максимум свежего воздуха).
  • В-третьих, настрой детей на работу обеспечивается чёткой организаци­ей начала урока, переходов от одних видов деятельности к другим.
  • В-четвёртых, это разнообразие форм организации учебной деятельно­сти, широкое использование игровых приёмов, парной и групповой работы.
  • В-пятых, для предупреждения переутомления учащихся нужно создавать благоприятную морально-эстетическую атмосферу, проявлять внима­ние и доброжелательность к каждому ученику, демонстрировать и настой­чиво прививать элементарную культуру общения, включать в уроки минутки слушания музыки, любования природой.

В практике наблюдаются случаи неумелого ис­пользования учителем таких речевых жанров, как тре­бование и замечание. Сложность вопроса связана с проблемой непослушания, нарушения дисциплины, неготовности некоторых детей даже к простейшему усилению воли. На отрицательное поведение бывает трудно правильно реагировать, особенно молодому учителю. Такие ситуации сложно предугадать.

Разнообразие речевых средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо. Остановимся на не­которых организационных приёмах, которые выража­ются в репликах, замечаниях учителя.

Вот учитель обращается к своим маленьким уче­никам:

—Ребята, послушаем школу… Все уже работают — и пятиклассники, и десятиклассники. Пора и нам, первоклассникам, начинать урок.

—Мы же ученики, нельзя кричать с места.

—Не вижу первоклассников. Где же они, мои хо­рошие, усидчивые, дисциплинированные ученики?

—Покажите, какие вы молодцы.

В основе таких замечаний — опора на стремление детей стать поскорее большими, настоящими школь­никами, заслужить похвалу учителя.

Очень распространены приёмы, основанные на детской соревновательности:

- Кто у нас сидит лучше всех? Девочки или мальчики? Первый ряд или второй? А, может быть, третий?

- Кто в нашем классе настоящий ученик?

- Спасибо тем ребятам, которые приготовились к уроку и хотят поскорей начать учиться.

Как правило, ребята тут же успокаиваются и у них появляется желание быть лучше других.

Для организации детей на уроке учителя исполь­зуют также игровые приёмы, игрушки — Незнайку, клоуна, Чебурашку. Или, к примеру, в руках педагога «солнышко», которое с одной стороны улыбается, а с другой — грустит. Вот, например, что говорит учитель расшумевшимся первоклассникам:

Посмотрите на наше «солнышко». Что-то оно загрустило. Как вы думаете, почему?

Пишите красиво, а то наше «солнышко» заплачет.

Что-то стал невесел Чебурашка, ему не нравит­ся, что вы шумите. Ротики — на замочки и ключик в карман!

Известно, как много значит для первоклассника пер­вая учительница. Так хочется малышу, чтобы она именно его заметила, вызвала к доске, похвалила. Некоторые педагоги умело используют обращения к классу в форме «я-сообщения», в которых оглашают вслух свои чувства или говорят о взаимной симпатии с первоклассниками:

Сидите красиво, чтобы я вас похвалила.

Кто шумит, очень меня расстраивает.

Как меня сейчас радуют ученики, которые сидят смирно, не балуются!

Я вас готова слушать, а вы меня?

Достаточно распространены и эффективны рит­мичные, чёткие обращения-команды:

Первый ряд! Все сели?. Хвалить или нет? Мо­лодцы!

Первый ряд! Посмотрели на меня! Второй!. Третий! Хорошо.

А сейчас, дети, внимание! Раз, два, три — и все готовы работать.

На уроках письма от учителя можно услышать такой приём организации работы учащихся: Раз — ножки; Два — спинка; Три — ручка; Четыре — тетрадь; Пять — красиво написать.

В отношении подобных приёмов необходимо от­метить, что увлекаться ими не следует, так как они несколько напоминают муштру. Более эффективны, на наш взгляд, звуковые сигналы, ритмические хлопки в ладоши, показ образца поведения.

Опытные учителя успешно используют в своей практике и замечания-напоминания. Например:

Дети, вы не забыли, что ножки «дружат»?

— Ребята, помним наше правило письма: головой буквы упираются в потолок, а ногами в пол; буквы не любят подпрыгивать и летать.

При организации работы первоклассников не обойтись и без индивидуальный замечаний. Здесь педагог может проявить своё педагогическое мастер­ство и такт. Иногда достаточно сказать так:

Слышу, что кто-то разговаривает. Устали? По­терпите немножко.

Кто-то забыл, как вести себя на уроке.

У нас в классе появилась сорока?

Ну, что ж! Придётся остановиться из-за одного ученика. Подождём.

— Для ушек-неслушек повторю ещё раз. Внимание!

— У кого опять непослушная ручка, всё падает и падает?!

Иногда учителю необходимо назвать ученика по имени:

Я бы очень хотела, чтобы ты работал, Саша.

Дима, играть будем потом.

Все внимательно смотрят на доску, и Оля тоже.

Вова, я на тебя уже смотрела, не делала замечания, а теперь я делаю тебе серьёзное замечание. Ты меня понял?

Петя, как ты всё успеваешь: и говорить, и ре­шать задачи?!

- Когда ты, Серёжа будешь говорить, я буду тебя очень внимательно слушать. А теперь говорю я, твоя учительница.

Однако не стоит слишком часто называть одного и того же неусидчивого ученика, делая ему замечания вслух, так как это может сковывать ребёнка, вызывать негативное отношение к нему одноклассников; Пре­обладать должны анонимные замечания. И конечно, надо помнить и чаще использовать невербальные замечания — выразительно посмотреть, дотронуться до плеча, взять за руку.

Однажды я наблюдала такой необычный приём: учитель поворачивается к доске лицом, делает длин­ную паузу и говорит:

Потерялись мои первоклассники… Здесь какие-то совсем маленькие детки. Это не мои уче­ники. Первоклассники знают, как себя вести на уро­ке. Может быть, я повернусь и снова их увижу, моих учеников…

А вот, к примеру, случай, когда ученики стали сме­яться над ошибкой одноклассника, на что учитель сделал им такое замечание:

А есть детки, которые сейчас не засмеялись. Молодцы. Это воспитанные ребята. Ведь это совсем не смешно. Каждый может ошибиться.

Интересны замечания с иронией:

—Товарищи министры на второй парте! У вас де­ла поважнее наших? Мы вам не мешаем?

Организованность первоклассников зависит и от обеспечения оптимального уровня умственной на­грузки, создания на уроке атмосферы «радости познания». Этому способствуют такие реплики, как:

Какое интересное задание я вам приготовила! Хотите трудную задачку?!

А теперь — хитрый вопрос для самых смышлё­ных и любознательных!

Давайте-ка мы с вами решим этот пример! Я знаю, как вы любите сложные задания!

Знаете, что мне сказал Чебурашка? «Какие умные дети! Я бы никогда не решил этот пример!»

Опытный учитель знает, что важно не изощряться в замечаниях, тем более, не злиться на первоклассни­ков, а предвидеть возможные нарушения дисциплины его маленькими учениками — когда им неинтересно, непонятно, что-то мешает сосредоточиться. Вспом­ним слова выдающегося польского педагога, писа­теля, врача Януша Корчака по поводу раздражения и злости педагога: «Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Но как же тебе не совестно вза­правду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный… Не воспи­татель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижа­ется на ребёнка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь». Кто в угоду порядку уповает только на запреты и ограничения, говоря словами Корчака «…уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребёнке, защитник юных, маленьких и сла­бых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристраст­ный прокурор, ключник, палач».

Безусловно, важнейшим условием организации учебной работы первоклассников является организо­ванность самого педагога, оптимизм, владение голо­сом, умеренная эмоциональность.

У каждого учителя свой стиль, свои излюбленные, проверенные временем, привычные приёмы органи­зации класса. И чем они разнообразнее, чем богаче их арсенал, тем результативнее учебная работа, тем скорее младшие школьники привыкнут к порядку в классе, и на этой основе у них в дальнейшем сфор­мируется сознательная дисциплина.

Уважаемые молодые коллеги! Подвижность, им­пульсивность первоклассников — это их возрастная особенность, не нужно увлекаться наказаниями не­дисциплинированных, можно иногда и не заметить небольших нарушений.

Не стоит слишком заострять на этом внимание детей и родителей, относиться к неусидчивости малышей как к непреодолимому препятствию в работе учителя.

Больше доброты, игры, улыбки, импровизации и мудрого предвидения — и проблема неорганизован­ности первоклассников на уроке будет решена!

Литература

1.Баранова Л. И. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Белорусского государственного университета имени М. Танка //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2012-№ 7.-С.29–30.

27.03.2017 12:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!