СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вопрос об организации учащихся на уроке традиционно занимает важное место в педагогике. Особенно это значимо для первоклассников, ведь шестилетним детям трудно сидеть на уроках, им необходимо движение. Умение организовать класс — один из показателей мастерства педагога. Организовать — совсем не означает приказать, запугать, устрашить.
В практике наблюдаются случаи неумелого использования учителем таких речевых жанров, как требование и замечание. Сложность вопроса связана с проблемой непослушания, нарушения дисциплины, неготовности некоторых детей даже к простейшему усилению воли. На отрицательное поведение бывает трудно правильно реагировать, особенно молодому учителю. Такие ситуации сложно предугадать.
Разнообразие речевых средств педагогического взаимодействия неисчерпаемо. Остановимся на некоторых организационных приёмах, которые выражаются в репликах, замечаниях учителя.
Вот учитель обращается к своим маленьким ученикам:
—Ребята, послушаем школу… Все уже работают — и пятиклассники, и десятиклассники. Пора и нам, первоклассникам, начинать урок.
—Мы же ученики, нельзя кричать с места.
—Не вижу первоклассников. Где же они, мои хорошие, усидчивые, дисциплинированные ученики?
—Покажите, какие вы молодцы.
В основе таких замечаний — опора на стремление детей стать поскорее большими, настоящими школьниками, заслужить похвалу учителя.
Очень распространены приёмы, основанные на детской соревновательности:
- Кто у нас сидит лучше всех? Девочки или мальчики? Первый ряд или второй? А, может быть, третий?
- Кто в нашем классе настоящий ученик?
- Спасибо тем ребятам, которые приготовились к уроку и хотят поскорей начать учиться.
Как правило, ребята тут же успокаиваются и у них появляется желание быть лучше других.
Для организации детей на уроке учителя используют также игровые приёмы, игрушки — Незнайку, клоуна, Чебурашку. Или, к примеру, в руках педагога «солнышко», которое с одной стороны улыбается, а с другой — грустит. Вот, например, что говорит учитель расшумевшимся первоклассникам:
— Посмотрите на наше «солнышко». Что-то оно загрустило. Как вы думаете, почему?
— Пишите красиво, а то наше «солнышко» заплачет.
— Что-то стал невесел Чебурашка, ему не нравится, что вы шумите. Ротики — на замочки и ключик — в карман!
Известно, как много значит для первоклассника первая учительница. Так хочется малышу, чтобы она именно его заметила, вызвала к доске, похвалила. Некоторые педагоги умело используют обращения к классу в форме «я-сообщения», в которых оглашают вслух свои чувства или говорят о взаимной симпатии с первоклассниками:
— Сидите красиво, чтобы я вас похвалила.
— Кто шумит, очень меня расстраивает.
— Как меня сейчас радуют ученики, которые сидят смирно, не балуются!
— Я вас готова слушать, а вы меня?
Достаточно распространены и эффективны ритмичные, чёткие обращения-команды:
— Первый ряд! Все сели?. Хвалить или нет? Молодцы!
— Первый ряд! Посмотрели на меня! Второй!. Третий! Хорошо.
— А сейчас, дети, внимание! Раз, два, три — и все готовы работать.
На уроках письма от учителя можно услышать такой приём организации работы учащихся: Раз — ножки; Два — спинка; Три — ручка; Четыре — тетрадь; Пять — красиво написать.
В отношении подобных приёмов необходимо отметить, что увлекаться ими не следует, так как они несколько напоминают муштру. Более эффективны, на наш взгляд, звуковые сигналы, ритмические хлопки в ладоши, показ образца поведения.
Опытные учителя успешно используют в своей практике и замечания-напоминания. Например:
— Дети, вы не забыли, что ножки «дружат»?
— Ребята, помним наше правило письма: головой буквы упираются в потолок, а ногами — в пол; буквы не любят подпрыгивать и летать.
При организации работы первоклассников не обойтись и без индивидуальный замечаний. Здесь педагог может проявить своё педагогическое мастерство и такт. Иногда достаточно сказать так:
— Слышу, что кто-то разговаривает. Устали? Потерпите немножко.
— Кто-то забыл, как вести себя на уроке.
— У нас в классе появилась сорока?
— Ну, что ж! Придётся остановиться из-за одного ученика. Подождём.
— Для ушек-неслушек повторю ещё раз. Внимание!
— У кого опять непослушная ручка, всё падает и падает?!
Иногда учителю необходимо назвать ученика по имени:
— Я бы очень хотела, чтобы ты работал, Саша.
— Дима, играть будем потом.
— Все внимательно смотрят на доску, и Оля тоже.
— Вова, я на тебя уже смотрела, не делала замечания, а теперь я делаю тебе серьёзное замечание. Ты меня понял?
— Петя, как ты всё успеваешь: и говорить, и решать задачи?!
- Когда ты, Серёжа будешь говорить, я буду тебя очень внимательно слушать. А теперь говорю я, твоя учительница.
Однако не стоит слишком часто называть одного и того же неусидчивого ученика, делая ему замечания вслух, так как это может сковывать ребёнка, вызывать негативное отношение к нему одноклассников; Преобладать должны анонимные замечания. И конечно, надо помнить и чаще использовать невербальные замечания — выразительно посмотреть, дотронуться до плеча, взять за руку.
Однажды я наблюдала такой необычный приём: учитель поворачивается к доске лицом, делает длинную паузу и говорит:
— Потерялись мои первоклассники… Здесь какие-то совсем маленькие детки. Это не мои ученики. Первоклассники знают, как себя вести на уроке. Может быть, я повернусь и снова их увижу, моих учеников…
А вот, к примеру, случай, когда ученики стали смеяться над ошибкой одноклассника, на что учитель сделал им такое замечание:
—А есть детки, которые сейчас не засмеялись. Молодцы. Это воспитанные ребята. Ведь это совсем не смешно. Каждый может ошибиться.
Интересны замечания с иронией:
—Товарищи министры на второй парте! У вас дела поважнее наших? Мы вам не мешаем?
Организованность первоклассников зависит и от обеспечения оптимального уровня умственной нагрузки, создания на уроке атмосферы «радости познания». Этому способствуют такие реплики, как:
— Какое интересное задание я вам приготовила! Хотите трудную задачку?!
— А теперь — хитрый вопрос для самых смышлёных и любознательных!
— Давайте-ка мы с вами решим этот пример! Я знаю, как вы любите сложные задания!
— Знаете, что мне сказал Чебурашка? «Какие умные дети! Я бы никогда не решил этот пример!»
Опытный учитель знает, что важно не изощряться в замечаниях, тем более, не злиться на первоклассников, а предвидеть возможные нарушения дисциплины его маленькими учениками — когда им неинтересно, непонятно, что-то мешает сосредоточиться. Вспомним слова выдающегося польского педагога, писателя, врача Януша Корчака по поводу раздражения и злости педагога: «Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Но как же тебе не совестно взаправду сердиться? Смотри, какой он маленький, тощенький, слабенький и беспомощный… Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребёнка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь». Кто в угоду порядку уповает только на запреты и ограничения, говоря словами Корчака «…уже не воспитатель, не поборник вопроса о ребёнке, защитник юных, маленьких и слабых, пастырь неопытных, а надсмотрщик, пристрастный прокурор, ключник, палач».
Безусловно, важнейшим условием организации учебной работы первоклассников является организованность самого педагога, оптимизм, владение голосом, умеренная эмоциональность.
У каждого учителя свой стиль, свои излюбленные, проверенные временем, привычные приёмы организации класса. И чем они разнообразнее, чем богаче их арсенал, тем результативнее учебная работа, тем скорее младшие школьники привыкнут к порядку в классе, и на этой основе у них в дальнейшем сформируется сознательная дисциплина.
Уважаемые молодые коллеги! Подвижность, импульсивность первоклассников — это их возрастная особенность, не нужно увлекаться наказаниями недисциплинированных, можно иногда и не заметить небольших нарушений.
Не стоит слишком заострять на этом внимание детей и родителей, относиться к неусидчивости малышей как к непреодолимому препятствию в работе учителя.
Больше доброты, игры, улыбки, импровизации и мудрого предвидения — и проблема неорганизованности первоклассников на уроке будет решена!
Литература
1.Баранова Л. И. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Белорусского государственного университета имени М. Танка //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2012-№ 7.-С.29–30.
© 2017, Князева Екатерина Ивановна 1108