СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как реагировать на негативные эмоции ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание

Расскажите родителям, как реагировать на негативные эмоции ребенка

Александра Фокина, практический психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н., Москва

В статье – сценарий встречи на родительском собрании или в клубе. Вы расскажете родителям, как реагировать на детские слезы, агрессию и страхи, помочь ребенку пережить негативные эмоциональные состояния. В сценарии – четыре этапа. На первом этапе озвучьте проблематику встречи, на втором предложите родителям мини-лекцию. Третий этап посвятите упражнению и работе в парах, а на четвертом – проведите рефлексию. Лекцию на мероприятии может прочитать педагог-психолог.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Участники Классный руководитель, родители, педагог-психолог

Цель: проработать проблему реакции родителей на негативные эмоциональные состояния ребенка

Задачи: Познакомиться с неэффективными способами реакции родителей на эмоции ребенка, разобрать цели его проблемного поведения, освоить способы эффективного реагирования на негативные эмоции ребенка

Оборудование Бумага, ручки, таймер

Время проведения 90 минут

Этап 1. Вводная часть: проблематика встречи

5 мин

Вначале поприветствуйте родителей, затем озвучьте проблематику встречи.

Классный руководитель:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как реагировать на эмоциональные состояния ребенка: слезы, агрессию, страхи. Каждый родитель сталкивается с тем, что его ребенок испытывает не только приятные чувства. Что с этим делать, каких ошибок не допустить и как способствовать тому, чтобы все эти негативные переживания были полезны и нетравматичны для ребенка, обсудим сегодня.

Этап 2. Содержательная часть

30 мин

Мини-лекция

Сопроводите лекцию презентацией, видеофрагментами с примерами детских эмоций: раздражение, капризы, страхи, упрямство.

Классный руководитель:

Негативные переживания ребенка – испытание для родителя. Дети злятся, капризничают, стесняются, упрямятся, боятся. Это может случиться очень не вовремя. Каждый родитель находит свои способы реагировать на такие состояния. Давайте посмотрим на те способы родительского реагирования, которые наносят вред ребенку и снижают эффективность действий родителя.

Расскажите родителям о неэффективных способах реакции на негативные эмоции детей.

Классный руководитель:

Все перечисленные способы ведут к результату, противоположному желаниям родителя. Чувства ребенка никуда не пропадают. Наоборот, стоящая за ситуативной негативной эмоцией проблема усиливается. Игнорируя, подавляя или чрезмерно утешая переживающего ребенка, родитель ослабляет его эмоциональное благополучие. Эмоционально благополучен тот, чьи переживания, в том числе негативные, способствуют полноценному контакту с миром, другими и самим собой. Подавленные, запрещенные или невыраженные чувства не дают такому контакту полноценно реализоваться. Что тогда делать с детскими негативными чувствами? Сейчас мы перейдем к активным упражнениям.

Этап 3. Практическая часть

45 мин

Упражнение-разогрев «Стоп-вопрос»

Классный руководитель:

Сейчас мы обсудим ваши идеи. Я дам кому-то из вас таймер, задам вопрос, закрою глаза. Вы начнете передавать таймер друг другу. Я не буду видеть, у кого он находится. Как только прозвучит таймер, я открою глаза, а тот из вас, у кого в руках он оказался, даст свой ответ на вопрос.

Задайте 7–10 вопросов, это займет 5–10 мин. Если родители пожелают обсудить или дополнить ответы, поощрите это: нужна активная атмосфера для дальнейшей работы.

Мини-лекция «Четыре цели проблемного поведения детей»

Классный руководитель:

Что делать, если ребенок злится, боится, капризничает, стесняется? Познакомимся с идеями Рудольфа Дрейкурса, педагога и психолога с мировым именем. Он дает удобную подсказку о том, что делать, когда ребенок проявляет какие-либо формы проблемного поведения.

Работа в парах. Игра «Ребенок – родитель»

Классный руководитель:

Сейчас мы с вами поиграем. Мы будем играть роли детей, испытывающих и демонстрирующих разные негативные эмоциональные состояния, и их родителей. Попрошу вас разделиться на пары «ребенок – родитель». Сначала все родители будут играть роли неправильно реагирующих взрослых. Я раздам вам инструкции, как реагировать на то, что будут говорить и делать дети. Детям будут даны ситуации, прошу вас вести себя любым «неудобным» образом. Выбирайте ситуацию на ваш вкус. И родителей, и детей прошу запомнить ваши впечатления.

Инструкции и ситуации

Выберите вкладку, чтобы посмотреть и скачать материал

После того как первые сценки разыграны, предложите родителям и детям поменяться ролями и разыграть еще одну ситуацию.

Классный руководитель:

Теперь родитель и ребенок снова меняются ролями, родители опять те, кто был в первый раз. На этот раз вы будете правильно реагирующие родители. Играем так же, выбирайте историю, разыгрывайте, а затем меняйтесь ролями и выбирайте еще одну. Далее обсудим результаты.

Этап 4. Рефлексия

10 мин

Классный руководитель:

Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях, мыслях и чувствах во время игры.

Вопросы для обсуждения

1. Была ли разница в реакциях родителей? 2. Что вы чувствовали, когда были в роли неправильно реагирующего взрослого? 3. А когда правильно? А в роли ребенка? 4. Куда приводил диалог? В чем отличия в этих двух типах реагирования? 5. Как вы думаете, подействует ли правильное реагирование и на взрослых? 6. Скажите, захотелось ли вам что-то использовать? 7. Может быть, вспомнились какие-либо домашние ситуации?

Классный руководитель:

Благодарю вас за трудоемкую и честную работу! Сегодня мы обсуждали сложную тему, надеюсь, это был полезный опыт. Сейчас вы можете задать свои вопросы.

13.03.2023 10:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!