СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
На уроках русского языка и литературы в 5 классе, в условиях введения ФГОС нового поколения, я включаю следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются: - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; - технология развития критического мышления через чтение и письмо
-проблемное обучение
- игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии.
Как сам урок, так и подготовка к нему у меня состоит из шести шагов.
1. Определение нового. Я четко определяю, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
2. Конструирование проблемной ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, я должна четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
-Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога я подвожу учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
-Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения я должена добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3. Планирование действий.
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку предусматриваются возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, я планирую применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу
4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:
1. сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
2.выбрать такие источники получения необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком)
3. необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы.
5. Планирование результата. Здесь я продумываю выражение для решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
На уроках русского языка и литературы в 5 классе, в условиях введения ФГОС нового поколения, я включаю следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемыми для меня являются: - индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; - технология развития критического мышления через чтение и письмо
-проблемное обучение
- игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии.
Как сам урок, так и подготовка к нему у меня состоит из шести шагов.
1. Определение нового. Я четко определяю, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
2. Конструирование проблемной ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, я должна четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».
-Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога я подвожу учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.
-Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения я должена добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3. Планирование действий.
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку предусматриваются возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, я планирую применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу
4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:
1. сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;
2.выбрать такие источники получения необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком)
3. необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы.
5. Планирование результата. Здесь я продумываю выражение для решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
© 2021, Ельцова Александра Николаевна 206