СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мы живем в эпоху десятой по счету реформы российского образования. Более трех веков в нашей стране система образования регулярно изменялась, модернизировалась, но довольных результатами этих процессов не было, наверное, никогда. Мы подготовили короткий обзор всех десяти реформ.
НАЧАЛО XVIII ВЕКА – ПЕРВАЯ РЕФОРМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные положения: - возникла светская школа; - была предпринята попытка создать государственную систему образования; - разработаны основы светского обучения и воспитания.
60-70-ЫЕ ГОДЫ XVIII ВЕКА – ВТОРАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений; - начало женского среднего образования/
НАЧАЛО XIX ВЕКА – ТРЕТЬЯ РЕФОРМА
Основные положения: - государство взяло образование под свой контроль, создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук; - создан план организации единой системы образования.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА – ЧЕТВЕРТАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - модернизация существующих учебных заведений; - создание новых ступеней образования - народная начальная школа, среднее специальное и педагогическое образование, женское среднее и специальное образование; - формирования новой правовой базы образования; - реорганизация системы управления образованием; - децентрализация управления образованием – передача полномочий в регионы.
1915-1916 ГГ. – ПЯТАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - реформа всей системы от дошкольного воспитания и начальной школы до высших учебных заведений; - вводилась единая средняя общеобразовательная школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения (I ступень — с 1-го по 3-й класс, II ступень — с 4-го по 7-й класс); - согласование между ступенями учебных планов и программ; - были подготовлены программы по 16 предметам, составленные по единым принципам: - углубление материала при исключении из него второстепенных знаний; - учет возрастных психологических особенностей учащихся; - сближение изучаемого в школе материала с жизнью; - предоставление преподавателям инициативы в распределении учебного материала, его дополнении и конкретизации; - постоянная связь преподавания с осуществлением воспитательных задач.
1917-1930 ГГ. – ШЕСТАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - утверждение в качестве доминирующей парадигмы трудовой школы; - утверждение демократического принципа единой школы, бесплатной, доступной всему молодому поколению независимо от социального статуса, имущественного положения и национальности; - школа была провозглашена светской, независимой от церкви; - родной язык каждого народа должен был стать основой для образования во всех типах общеобразовательных школ; - вводилось совместное обучение лиц обоего пола.
50-ЫЕ-60-ЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА – СЕДЬМАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - соединение обучения с производительным трудом; - активное участие школы в окружающей общественной жизни; - наличие производственной практики школьников; - доминирование политехнического содержания образования.
1984 ГОД – ВОСЬМАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - устанавливалось обучение детей с 6-летнего возраста; - пересмотр программ в плане повышения их научного уровня.
90-ЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА – ДЕВЯТАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - отход от единого типа учебных заведений; - осуществлялась разработка вариативных учебных планов; - большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности; - усилились демократические черты в управлении народным образованием; - педагогам была предоставлена небывалая свобода.
2001-2020 (ЗАПЛАНИРОВАННОЕ ОКОНЧАНИЕ РЕФОРМЫ) ГГ. – ДЕСЯТАЯ РЕФОРМА
Основные положения: - массовое закрытие сельских школ; - информатизация системы образования; - ввод ЕГЭ; - ввод новой системы оплаты труда педагогов; - школам разрешено оказывать платные услуги; - введение ФГОС; - введена двухуровневая система высшего образования; - введение подушевого финансирования; - попытка введения профессиональных стандартов; - укрупнение (объединение) учреждений образования.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ВСЕХ РЕФОРМ:
- постоянное противостояние государства и общества, то есть руководителей образованием и учительства; - каждая реформа приводила к усилению остроты взаимного неприятия «новаторов» и «консерваторов»; - реформы были «догоняющей» западные страны модернизацией; - реформы недостаточно учитывали российский менталитет, систему ценностей народа, а следовательно, и не опирались на него.
© 2017, Муромцев Максим Геннадиевич 5259